Шешминская новь

Новошешминский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Акбуринцы – от природы оптимисты

(Оконч. Нач. №№ 27,30 от 19 и 28.04.17)

Мечети «Махмут» и «Нургаяз»
Наличие больших, красивых мечетей в Ак Буре тоже заслуга семьи Залаковых. К слову, не каждое татарское село может похвастаться двумя действующими мечетями. Для удобства в одну мечеть народ ходит с нижней стороны села, во вторую - с верхней, но большие праздники Курбан-байрам, Ураза-Байрам прихожане отмечают вместе.
Первая мечеть «Махмут» построена в 1990 году на средства местных жителей, и построил ее Махмут бабай Залаков, отец Анвара Залакова. Первый намаз в построенной мечети он успел прочесть, а второй не смог, потому что ушел из жизни, выполнив свой долг перед Аллахом и односельчанами. Мечеть теперь названа в его честь. Здесь мы побывали во время обеденного намаза. Везде чисто, культурно, очень благоустроенная территория. Муллой является имам-хатыб Харис Рамазанов, который в марте отметил свое 80-летие.
Вторую мечеть построил сын Махмут бабая Нургаяз в 1996 году. Здание большое, двухэтажное, для молитв имеется два помещения: летнее - на втором этаже и зимнее, отапливаемое - на первом, есть подсобные помещения и отдельный класс медресе. Здесь занимаются две группы: дети-школьники и женщины. Их учит педагог Рамиля Валиуллина, которая заочно получает духовное мусульманское образование в Казани.
В мечети везде ковры, очень уютно, уборкой занимаются жители села. Благоустройству территории тоже уделяется много времени и сил. Ежегодно мечеть выделяет 2 тысячи рублей на покупку цветов для клумб, за которыми постоянно ухаживают.
Обо всем этом рассказал душевно симпатичный и доброжелательный человек, имам-хатыб мечети Искандер Мурзин, который с удовольствием провел для нас экскурсию по зданию.
- Народ в мечеть ходит, в основном, пожилой, молодежи мало, так как ее в селе и нету, - сказал он. Бывший мулла мечети «Нургаяз», ветеран войны Гарифуллла Минкаев два года как сдал ему свои полномочия, но в свои 90 лет часто приходит сюда читать намаз. Причем мечеть посещают многие, кому под 90.
Отозвался имам-хатыб с благодарностью о спонсорах Залаковых, Муртазине, он тоже переживает по поводу закрытия школы, но подтвердил мнение главы СП, что акбуринцы верят, что в будущем все наладится.
У поселка Сульче-Баш в этом году юбилей
Маленькая деревушка в 3 км от Ак Буре под названием Сульче-Баш в этом году отмечает 90- летие, намечаются празднества. В 1927 году это живописное место, в окружении лесов, на плодородной земле облюбовали несколько семей переселенцев из д. Новое Ибрайкино Аксубаевского района. Хоть село было большое, но земли не хватало для всех. Первые переселенцы приехали на телегах, запряженных лошадьми, с детишками и всем нехитрым скарбом.
Про историю деревни Сульче-Баш мечтал издать книгу - неутомимый, к сожалению, покойный ее уроженец Фарит Мавлютович Юнусов (1946-2015), депутат райсовета, работавший на важных должностях в городе Нижнекамск.
Как патриота своей малой родины побудило его к этому желание сохранить память о деревне для потомков. Чтобы его любимая родная деревня не канула в забвение, не стала в истории «белым пятном». В архивах по крупицам он собрал богатый материал.
Он выяснил, что первым жителем, переселившемся в новую деревню был Хоснетдинов (Залакаев) Замалетдин с женой Ханифой и дочерью Хадичой. На новом месте он построил дом, а из ивовых прутьев - сарай для скотины. В 1927 году на новом месте родилась первая жительница деревни, которую назвали Фатымой.
Массовое переселение началось летом 1927 года, а деревня стала носить название от реки Сульча, именно здесь находится ее исток (Баш- голова). Переселенцы-активисты составили план - проект будущей деревни и именно по нему селяне стали возводить свои дома. В 1930 году было построено уже 40 домов. Выкопали колодец, который существует и сейчас..Но какая же деревня без мечети? Разобрали мечеть в Новом Ибрайкине, привезли в Сульче-Баш и собрали.
К сожалению, мечеть сгорела во время пожара 1937-38 годов. Помимо этого, село имело свою начальную школу, и даже вечернюю. Но основное большинство обучалось в Тат.Волчинской школе.
В Великую Отечественную войну 24 сульчебашцев погибли на полях сражений,. 33 воина вернулись. За ратный труд в тылу награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945 г.г» 39 человек.
В 1950 годы колхозы "Карл Маркс" (Сульчебаш) и "Шахтер" (Тат.Волчья) объединили и создали колхоз "Карл Маркс". Далее хозяйство находилось в составе совхозов "Красный Октябрь", "Буревестник", "Дуслык" (об этом мы писали). В деревне работал свой кирпичный завод.
В 1992 году хозяйство отделилось от "Дуслык" в самостоятельное подшефное хозяйство районной "Сельхозтехники" (рук. Р.М.Ахметвалиев).
Знаменитые люди Сульче-Баш: писатель и поэт, мастер детективного жанра, подполковник милиции Шамиль Шайдуллин (1939-2008) - член Союза писателей РТ и РФ, писавший на двух языках РТ. Рафик Ахмадеев - поэт, выпустил несколько книг (1949), Жаудат Юнусов - писатель и поэт, автор нескольких книг, работает в Госсовете РТ. С 2002 года братья Юнусовы вручают именные стипендии отличившимся учащимся Акбуринской школы.
СУЛЬЧЕ-БАШ СЕГОДНЯ
В Сульче-Баш сейчас жизнь как в городе: дороги хорошие, фонари ночью светят, газ, водопровод, дома благоустроенные и новые строятся (те, кто возвращается из города). Местные жители нисколько не горюют из-за малости и отдаленности своей деревни. К тому же места здесь очень красивые и щедрые на дары природы: грибы, ягоды, орехи. В небольшом поселке все знают друг друга, односельчане как близкие и родные люди. И пусть здесь всего 13 действующих из 23 домов, жители очень довольны, что в свое время не покинули свою деревню. Хотя после большого пожара Сульче-Баш в 1970г, погорельцы 45 домов разъехались кто куда.
Одним из первых переселенцев в 1927 году был дед фермера Сульче-Баш Гульчачак Ахметвалиевой. КФХ "Ахметвалиева Г.Г." - преуспевающее хозяйство, занимается растениеводством, имеется животноводческая ферма. В 2017 году Гульчачак Гусмановна планирует расширение хозяйства, так что Сульче-Баш - место перспективное. О своей деревне она говорит с восхищением, как о «самой красивой на свете».
Многие, кто здесь когда-то жил, выйдя на пенсию, возвращаются. Покупают старые дома, делают пристрои, строят новые дома. Как и положено деревенским жителям, держат коров, бычков, телят, овец, гусей. Из 76 жителей работающих 26, но пенсионеры тоже по мере сил занимаются хозяйством. В Сульче-Баш даже есть своя действующая мечеть и небольшой клуб. Как ему живется здесь, рассказал встретившийся местный житель Нурислам Зайнабутдинов, шедший из мечети с обеденного намаза.
Родился он в Копейске Челябинской области, когда ему было 7 лет, родители переехали в Сульче-Баш. Здесь он провел детство и юность. Потом уехал учиться в город, там обосновался, много лет жил. После пенсии потянуло на родину, и он вернулся в родительский дом. Подремонтировал его, сейчас с супругой копаются в огороде, дети с маленькими внуками на лето на вольный деревенский воздух приезжают. Может со временем, ближе к пенсии тоже захотят сюда приехать. Здесь похоронен его отец.
- За 5 лет, что здесь живу, многие вернулись. Условия здесь хорошие, асфальт, уличное освещение, мечеть, клуб (в него летом, в основном ходят, когда молодежь приезжает). Магазины устраивают, чисто, красиво, люди хорошие живут. Желающих обосноваться на родине достаточно. Сам не жалею, что сюда вернулся, своей жизнью доволен
Самой пожилой жительнице Сульче-Баш Миннегульсум Мухтаровой (вдова ветерана ВОВ, всего их две) летом исполнится 93 года, самая юная в поселке - ее правнучка Илюза Мухтарова родилась 26 мая 2016 года, но проживает с родителями в Альметьевске. В маленьком поселке живет единственный ветеран войны Насибулла Шайдуллович Шарифуллин 1927 г.р., он самый старший из мужчин. Из младшего поколения - четверо школьников от 8 до 12 лет, их возят на автобусе в Акбуринскую школу. Одну ватагу из троих мальчишек мы встретили на улице поселка. Они весело играли и крутились возле трактора у дома. Двое из них оказались братьями, а третий двоюродный - приехал в гости из города. Они с удовольствием рассказали, что живется им неплохо. Что ж, если на улице деревни звучит детский смех, значит, деревня жива.
Конечно, сульчебашцы жалеют, что молодежи в деревне почти нет, а значит и смены. Ведь они горячо любят свою малую родину и считают ее самым лучшим местом на земле. Но, как и акбуринцы, они твердо верят, что когда-нибудь выберут свою малую родину на жительство и сыновья, и внуки, найдутся надежные преемники, которые продолжат их дело и не дадут деревням исчезнуть.
Подготовила Ольга ИВАНОВА.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев