Принятие новых санкционных мер в отношении России сначала в Вашингтоне, а затем и на уровне Европейского союза помимо явных угроз российскому бизнесу выявило ряд существенных уязвимостей в уже реализующихся совместных инфраструктурных проектах. Ключевым проектом и сейчас, и на ближайшую перспективу остаётся, безусловно,
"Северный поток - 2", который призван ликвидировать транзитные риски для российского газа на пути в Европу. На Западе в разгаре информационная кампания, направленная на создание в западном общественном мнении впечатления о том, что крупнейший российско-европейский энергетической проект будет в итоге заморожен. Однако конкретные шаги, предпринимаемые европейскими правительственными структурами по аудиту украинских газохранилищ и модернизации добывающих мощностей на украинских месторождениях, свидетельствуют о том, что Брюссель фактически готовится к приостановке транзита через Украину и необходимости как-то поддержать на плаву крайне зависимую от газа украинскую экономику.
Европейский инвестиционный банк, который является государственной кредитно-финансовой структурой Европейской комиссии и предназначен для финансирования развития разного рода периферийных и отсталых государств и регионов ЕС, собирается выделить Украине 98 миллионов евро в рамках программы по повышению "энергетической безопасности" и стабильной добычи и поставки газа национальным потребителям В рамках тендера планируется закупить новые газовые компрессоры, а также оборудование по добыче газа на национальных месторождениях на Украине.
Следует отметить, что ранее, 1 августа 2017 года, Европейская комиссия подвела итоги конкурса в рамках проекта "Всеобъемлющее исследование подземных газовых хранилищ Украины", победителем которого стало украинское подразделение известной американской консалтинговой корпорации McKinsey and Company Ukraine LLC, получившее по линии Генерального директората по вопросам международного сотрудничества и развития Европейской комиссии 1,9 млн евро на проведение всестороннего аудита и технических оценок состояния украинских подземных газовых хранилищ.
Довольно примечательно, что всё это происходит на фоне фактически признания высокопоставленных украинских должностных лиц технической неготовности газотранспортной системы Украины к поставкам газа в Европу из-за нежелания "Нафтогаза" инвестировать в инфраструктуру. Это связано с тем, что компания хочет снизить риски из-за строительства Россией газопроводов в обход Украины.
Как заявил в интервью украинским СМИ министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Насалик, оператор украинской газотранспортной системы "Укртрансгаз" назвал политику "Нафтогаза" бессмысленной из-за сокращения инвестиций в ГТС страны. И в результате такого межведомственного разлада газотранспортная система страны попросту может быть технически не готова к поставкам российского газа в Европу.
По мнению экспертов, подобная политика "Нафтогаза" может быть мотивирована снижением рисков из-за строительства Россией газопроводов по альтернативным украинским маршрутам. Эти пертурбации в Кабмине Украины и руководстве ключевых энергетических компаний, безусловно, не прибавляют уверенности европейцам в стабильности украинского маршрута.
В итоге уже сейчас отечественный газовый монополист "Газпром" принял решение увеличить более чем на 25% транзит газа через трубопровод OPAL, по которому идёт газ из "Северного потока". Несмотря на противодействие польских властей, такой сценарий стал возможным после того, как "Газпром" получил доступ к 40% мощностей газопровода OPAL, который был перекрыт из-за претензий со стороны польской компании PGNiG. Теперь его загрузка увеличилась с 56 миллионов до 71,5 миллиона кубометров в сутки.
Следует отметить, что Еврокомиссия уже давно ведёт подготовительные работы по созданию более предсказуемой для себя структуры собственности украинскими газотранспортными сетями, в частности, заказывая из бюджета Еврокомиссии соответствующие консалтинговые проекты и услуги, которые затем передаются в украинские ведомства для практического исполнения.
Так, в частности, в начале года Евросоюз запустил на Украине проект, целью которого является поддержка проведения реформ в украинском энергетическом секторе для приведения его в соответствие с европейскими энергетическими соглашениями и нормами ассоциации ЕС - Украина. В задании указывается, что выбранный Европейской комиссией подрядчик должен будет не только разработать операционную модель, но и в обязательном порядке предусмотреть, чтобы новый украинский газотранспортный оператор функционировал в соответствии с европейскими нормами в части децентрализации и открытости.
При этом в принятом недавно украинским Кабинетом министров проекте Энергетической стратегии до 2035 года указывается, что Украина ставит перед собой цель перенести точку приёма-передачи транзитных объёмов газа с западной на восточную границу. Этой цели планируется достигнуть путём переговорного процесса в трёхстороннем формате Украина - ЕС - РФ. В то же время авторы документа сомневается в сохранении транзита российского газа после 2019 года.
Всё это происходит на фоне давления со стороны Вашингтона на единые европейские власти, и Германию в первую очередь, с целью заставить отказаться от реализации "Северного потока - 2", что естественным образом повлечёт за собой необходимость замещать гигантские объёмы российского газа иными источниками топлива, основным кандидатом на что является сжиженный природный газ, строительство терминалов по приёму которого активно лоббируют как американцы, так и некоторые аравийские монархии Персидского залива.
Аудит подземных хранилищ, а также почти 100 миллионов евро из бюджета ЕС на наращивание добычи на Украине свидетельствуют о том, что европейцы готовятся к прекращению транзита через неё российского газа, и необходимость как-то обеспечивать газом её экономику, а следовательно, и расчёт на продолжение работ по "Северному потоку - 2" остаётся в силе, и Германия, как основной его бенефициар и энергетический хаб, обладающий к тому же наиболее конкурентоспособной экономикой в ЕС, будет до последнего сопротивляться планам лишить её источников традиционной поставки наиболее экономичного и материально выгодного вида топлива на данный момент.
Нет комментариев