Фания Ахметзянова: «Мой труд — источник моей вечной нестареющей радости»
Со словом «Учитель» у нас связаны самые прекрасные воспоминания. У каждого это слово — одно из самых почетных. Какие бы комплименты ни говорили учителям, все равно этого будет мало, чтобы до конца поблагодарить их за самоотверженный труд.
Среди них есть и такие, кто делает свою работу не зная выходных, не жалея сил и времени, что заслуживает самого глубокого уважения и почтения. Их любят, помнят только с лучшей стороны.
К ним относится и ветеран педагогического труда Шахмайкинской школы Фания Камиловна Ахметзянова. Родилась в селе Простые Челны, в семье была шестым ребенком. После окончания 8-ми классов в родной школе поступила в Чистопольское педагогическое училище. Два года отработала в детском саду. Учителем начальных классов начала работать в родном селе, затем — в Шахмайкинской школе. В течение 41 года своей педагогической деятельности награждена Почетной грамота Министерства образования и науки РТ (1990 год), нагрудным знаком «Отличник народного просвещения» (1995 год), Почетной грамотой роно в конкурсе «Учитель года» (1997 год), такой же наградой в конкурсе " Лучшая разработка урока" (2001 год) и за «Лучший кабинет начальной школы» (2006 год), за распространение передового опыта педагогической работы (2008 год), а в 2020 году — «За вклад в развитие системы образования». Фания Камилевна является победителем конкурса «Лучший классный руководитель» (2009 год), имеет диплом «Лучший автор статьи» от редакции научно-педагогического издания «Образование» и звание «Ветеран труда» (2003 год).
Недавно заведующая Шахмайкинским музеем Гелюся Багаутдинова побеседовала с ней.
— Фания Камиловна, вы мечтали стать учителем?
— В этом на меня, наверное, оказала влияние старшая сестра Назия. Она была учительницей начальных классов. В 1967 году, когда я поступила в 1-й класс, я попала учиться к ней. Потом она преподавала у нас химию, биологию. Тогда у меня и возникло желание стать учителем, потому что я, как и сестра, тоже любила маленьких детей.
— Какой предмет вам больше всего нравился в школе?
— Больше нравились гуманитарные науки, а «4» было только по математике. Несмотря на то, что прошло 48 лет, я все отлично помню. В последний год моей учебы, в 8-м классе, мы переехали в новое здание школы. Поскольку наш класс был самым старшим, вся организационная работа лежала на нас. Помню, как председатель совета отряда, принимала активное участие в отчетных собраниях по учебной, воспитательной работе всех классов.
— Я знаю, после педучилища вы высшее образование. Как далее складывался трудовой путь?
— Твердое решение стать учителем привело меня в Казанский пединститут. Там я получила специальность учителя татарского языка и литературы. Тем не менее, любовь к детям младшего возраста победила.
— Где и как вы начинали трудовой путь в качестве учителя начальных классов?
— Когда я пришла в Просточелнинскую школу 1 сентября 1981 года, мне дали 3 класса. В то время в начальной школе обучались только 3 года. Мне было несложно давать уроки, потому что сюда мы пришли одновременно с учителями Вафиной Наилей, Кабировой Хадичей. Мы хорошо знали друг друга раньше, и поэтому взаимно помогали, советовались, нам было очень легко. Так, занятия в детском саду превратились в занятия в школе, ведь у меня уже было 2 года работы с маленькими детьми, которые дали мне хороший опыт.
— Как вы попали в Шахмайкинскую школу? И с какими трудностями столкнулись на первых порах?
— Директор Шарипов Асхат абый пригласил меня и сообщил, что Кабирова Фагима апа ушла на заслуженный отдых, и позвал меня на работу вместо нее. Трудностей не было, все-таки был опыт работы в Просточелнинской школе. Учителя Шахмайкинской школы стали для меня, еще молодого педагога, хорошими наставниками. Каждый раз, беседуя с ними, мне казалось, что я сдаю «экзамен» перед опытными, умелыми учителями.
В 1985 году после перехода на обучение 6-летних, были поставлены новые задачи. Наряду с фундаментальным образованием важнейшим стало воспитание в детях уважения к своему народу, его истории, великим людям своего народа, чувства гордости за родной язык. Но прежде предстояло решить первостепенные задачи: Как быстро ввести в мир чтения детей, которые еще не хотят расставаться с играми? Как развить в них самые необходимые навыки и замечательные качества? Успех в обучении всецело зависит от пробуждения интереса в детях.
— Сколько классов вы выпустили?
— В Просточелнинской восьмилетней школе я сделала один выпуск, а с 1 сентября 1985 года уже приняла первоклассников Шахмайкинской средней школы, в которой затем проработала более 40 лет.
— Довольны ли вы тем, что выбрали эту сложную профессию?
— Да, очень, ведь эта профессия — одна из достойных, возвышенных и благородных, потому что учитель — воспитатель личности. Работа эта требует много сил, терпения, самоотверженности, душевной щедрости. Несмотря на огромную ответственность профессии учителя, я нисколько не жалею о своем выборе. Надо лишь с любовью только относиться к ней, и все получится...
Я и сейчас, будучи на пенсии, живу надеждой на будущее, много искала и до сих пор ищу пути воспитания в детях интеллигентности, человечности. Не люблю тратить время зря, не хочу отставать от времени, ведь, как говорят, мы по жизни — вечные ученики.
— Если бы время можно было повернуть вспять, вы выбрали тот же путь?
— Труд этот, выбранный мною на всю жизнь, всегда будет моей душой. Видя своих учеников-малышей, забываешь весь мир, свои заботы и переживания. Это счастье — получать удовольствие от работы, жизни, чувствовать теплое отношение и уважение коллег, учеников и односельчан. Среди моих учеников люди разных профессий. Если каждый из них нашел свое место в жизни, значит, мои старания не пропали даром. Успехи моих учеников — это плоды моего многолетнего труда. Учительская профессия никогда не была легкой, и в этом ее прелесть.
...До сих пор помню 1 сентября 1981 года... Впервые встречаю маленьких девочек и мальчиков — своих первоклассников. Смотрю в их искрящиеся, как огонь, глаза, замечаю их добрые, обаятельные улыбки... Мне, как учителю, предстоит посеять в сердцах этих ребят семена добра, милосердия, знаний... Когда любишь детей, свою профессию, каждое утро спешишь в школу, то прочь исчезает усталость, остается лишь удовлетворение и радость. Если учитель щедр на душевное тепло к своим ученикам, помогает каждому прокладывать путь в жизни, дает знания, воспитывает в детях лучшие человеческие качества, такой учитель обязательно заслужит всеобщее уважение.
Фания Камиловна с мужем.
Подготовила к публикации Ольга Иванова.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев