Шешминская новь

Новошешминский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Лидия Денисова из Сл. Екатерининской: «Хоть не была я на войне, но помню»

Я смотрю на фотографию, сделанную в День Победы в 1995 году: в строю 20 ветеранов Великой Отечественной войны села Слобода Екатерининская. Из них сегодня остался один Михаил Зяблов. В этом году мы рассказывали о нем в «Ш.Н.», а сегодня о тяжелых, но героических днях вспоминает вдова ветерана войны Лидия Никитична...

- Я родилась в 1925 году. На день начала войны мне было 15 лет, но я хорошо помню первую потерю на войне: моего отца забрали в августе месяце и уже в сентябре нам пришло письмо: «Рядовой Баранов пропал без вести». Долго мама надеялась, что он жив и вернется. Не дождалась. Весть об отце пришла не скоро. Вернувшийся с войны без ноги русволчинец (имя забыла) в своих рассказах односельчанам часто вспоминал однополчанина Никиту Баранова. Мать собралась и пошла к нему. Он рассказал о том, что в бою под Смоленском его ранило в ногу. Никита - мой отец - оттащил его вкакую-то плетенку, а сам хотел выйти, но свист пуль не давал ему этого сделать. Когда чуть стихло, он выглянул в окошечко и тут же замертво упал. Наверное, снайпер караулил его.
Теперь то мы знаем, - говорит Лидия Никитична, что папа лежит под Смоленком. Быть может, и его останки найдутся при раскопках, и могилку деда смогут навестить наши дети.
- Тяжело вам жилось без отца?
- Да нас осталось четверо у мамы, на момент гибели отца младшему Мишеньке было всего 1,5 года. Но мы, как и все не ленились, собирали лебеду, желуди, мололи, пекли лепешки. Словом, выжили. Мать смогла нам дать образование. Я, например, училась в Чистопольском медучилище. Ходила в Чистополь и обратно каждую неделю пешком. Бывало и такое, что лапти изнашивались и среди дороги их приходилось выбрасывать, шла в одних шерстяных носках, а потом отогревала ноги на печке. Но на здоровье не жалуюсь. Я медик, и знаю, что главное - это здоровье. Долгие годы я работала фельдшером в нашей Слободе, лечила больных, принимала роды у женщин. Часто приходилось бывать у вернувшихся с войны ветеранов: многие из них страдали от бывших ран и от застарелых простуд. Мой муж Иван Иванович Денисов, например, рассказывал, что за время войны - с 1942 по 1945 год, взвод, в котором он служил, ни разу не был в нормальном помещении, после боев отдыхали в окопах. Хотя и был дважды ранен, но дошел до Берлина и вернулся домой живым. Живой и невредимой вернулась его сестра, которая тоже была на войне медсестрой, а вот старший брат Игорь был хорошим специалистом-инженером, работал в Ижевске, но его командировали куда-то на Запад, когда немцы бомбили аэродром, по пути разбили и поезд, который их вез. Это был первый день войны, о которой никто еще не знал.
- Каким человеком был Иван Иванович Денисов?
- В 49-м году он приехал из Германии (оставался там служить) на побывку в родное село Ивановка. Но малая родина его не отпустила больше из дома. «Ты партийный, умный, здоровый. Такие люди нам самим нужны», - сказали ему тогдашние районные власти, и назначили управляющим колхоза. Была у него девушка - наша екатерининская, работала ветврачом. Но не знаю, как получилось, что они расстались, и через некоторое время Иван Иванович стал ухаживать за мной. Высокий (около двух метров ростом), здоровый, красивый, старшина запаса с медалями на груди, председатель колхоза, и я - худенькая скромная фельдшерица, в моем представлении никак не сочетались, и я поначалу убегала от него. Но он смог завлечь меня, чему я все годы, которые жила с ним, и после его смерти, очень благодарна. Он был очень порядочным человеком, трудолюбивым, компанейским. Его уважали друзья, любили слушать его рассказы об охоте - заядлым охотником он был. Вспоминаю день, когда мы с ним перешли в свой дом (отделились от родителей). Сижу я и думаю, а что же готовить на обед, на ужин, - ведь нет ничего. И тут заходит он и приносит аж четырех зайцев: «Вот, - говорит, - готовь хозяйка, новоселье отметим!». Словом, я за ним, как за каменной стеной. Ответственным он был человеком. Колхоз, которым он руководил до самой пенсии, всегда был в числе передовых. Уважал он и мою работу: успела что-то сделать, не успела - убежала на срочный вызов, он принимал, как положено. Бывало, только печь затоплю, меня зовут роды принимать, а дома пятеро детей. Так я ведро воды в печку - бах! - и бегом к женщине. Хорошо, что успела. Роды тяжелыми были. Приняла ребеночка, и спрашиваю: «Во что завернуть?». Отвечает: «Там на печке платок мой». Только завернула, второго малыша принимать надо. «А этого во что?» - «Там где-то еще тряпица лежит». Вдруг, неожиданно для всех и третий ребеночек на свет запросился. Этот маленький комочек еле-еле нашли во что завернуть. И радостно за три новые жизни, и грустно - какая же ждет их жизнь, если в доме еще двое старших детей полураздетыми ходят. Каждый день ходила я в этот дом, помогала, чем могла. Но малыши, спустя полтора месяца все же погибли. Да, тяжело вспоминать, но и времена были тяжелыми. Сейчас бы разве дали умереть младенцам, родившимся без патологий.
- Вы получили от государства хороший дом, как живется в нем?
- Этот дом тоже заслуга моего Ивана Ивановича. Живу я в нем воспоминаниями о нем, о его нелегкой жизни: он всегда жил только для кого-то ничего не прося взамен. И единственный раз в 2008-м году, им, ветеранам войны от государства пообещали машины. На это время он был уже без одной ноги, и решил отказаться от машины, а взять деньгами, на обустройство дома. Два месяца ждал, так и не дождался обещанных денег, - в июле того же года он умер. Вроде, говорили, что эти деньги отдадут семье, но мы их так и не получили. Да Бог с ними. Его жалко. Сейчас вот жили бы с ним со всеми удобствами, тут тебе и баня (душевая кабина), тут и санузел. Вот только, видимо, так строители спешили, построить дом пока, я жива, а может, по другой причине - заказов много, что доделывать приходится самим. Например, отмостки вокруг дома рухнули сразу же. Сейчас не знаю, толи они переделают сами, толи мне просить это сделать детей. Людям чем больше дают, тем больше надо, вот и я такая же, сейчас жду, когда будет свет в нашем переулке. Глава поселения и столб поставила, и лампу повесила, и вот уж сколько времени ждем когда ЖКХ свою работу сделает.
- Ваши дети живут недалеко?
- Здесь в Слободе только одна Татьяна. А всего у нас их пятеро - все дочери, проживают: Людмила - в Камских Полянах, Ольга - в Троицке, Валентина - в Благодатном, Наташа - в Чистополе.
- Значит, наследников фамилии Денисовых у вас нет?
- Нет. Даже из 11 внуков у нас всего 3 мальчика, зато правнуков поровну, десять на десять.
Лариса ФЕДОРОВА

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев