Она их шьет машинкой и вручную, вяжет спицами и крючком. А результатом ее упорного труда становятся картины, куклы, игрушки, шторы, абажуры, платки, салфетки, вазы, шкатулки, сарафаны, блузки и многое другое.
Весь дом Маргариты Ивановны украшают созданные ее вещи: хрупкие и нежные на вид, многие служат ей в быту. Вот и сундук с ее произведениями искусства (именно так правильно будет называть все то, что она создает) набит до отказа.
- Вот эти сарафаны я шила для выступления в клубе, а эта блузка - моя гордость, в каждый вышитый цветочек на ней я вложила свою душу, - показывает мастерица все, что есть у нее.
Вот платки, связанные крючком, их много и ни один узор не похож на другой. И все эти узоры сами возникают перед глазами рукодельницы: у нее не было, и нет Интернета, где можно найти все, что угодно.
- Где ж Вы всему этому научились?
- У бабы Дуни. Мне было 11 месяцев от роду, когда началась война, отца забрали на фронт, где он и погиб. Мама осталась с нами тремя детьми и постоянно работала, чтобы нас прокормить и как-то одеть. С нами постоянно была бабушка: моя сестра Таисия тоже мастерица, она живет в Оренбурге и вяжет кружевные платки из козьего пуха. А я тоже поначалу только носки да варежки вязала, наверное, четверть села носили их, еще шила односельчанкам и их детишкам платья и юбки. Говорят шила неплохо, - скромничает Маргарита Ивановна.
Творческая работа требует не только фантазии, но и много времени, а его у Маргариты Ивановны как раз и не было. Двое детей, муж, работа в поле, где на тракторе в паре с мужем была помощником механизатора. Потом около 20 лет работала учетчиком на МТФ.
Несмотря на загруженность работой, она продолжала заниматься любимым делом, но самый творческий процесс пошел, когда дети выросли. Тогда мастерица стала все свои задумки воплощать в реальные вещи, да еще какие!
Вот и подруги - соседки Маргариты - Зинаида Пегашова, Лидия Красникова и Лидия Маринина, зайдя к ней в дом, сразу же начинают разыскивать новинки ее произведений.
- Например, еще вчера вот на этой стене не было вышитой картины с тремя лошадьми, - говорит Лидия Красникова, - а сегодня, вот висит, да еще в узорной рамке.
Зинаида Петровна еще не видела яркой шторки на кухне, которая сделана из конфетных фантиков.
Открывая свой заветный сундук, Маргарита, показывает каждую вещь и рассказывает:
- Эти сарафаны я шила для концерта, ты помнишь, Зина, вот в этом выступала ты? А эти платки односельчане у меня берут для ряженых на свадьбы.
Подруги примерили на себе платки - хоть свадьбы нет, но повод для праздничного настроения есть: у Марининых внучка родилась. За чаепитием, поздравив бабулю с новорожденной, стали рассказывать и о своих внуках. У Маргариты Ивановны их семь и уже 8 правнуков, девятого вот-вот ожидают.
Своих внучек рукодельница тоже научила своему мастерству, и он им очень пригодился в жизни: Оля, работая в детском саду Сл. Екатерининской тоже своими руками украшает его.
- У них, у молодых, еще лучше получается, - хвалит внучек бабушка Маргарита, а те в свое время в своих школьных сочинениях с гордостью писали о ней: «Наша бабушка - талантливый незаурядный человек».
И это - правда. Работы Маргариты Смурыгиной украшают многие мероприятия села и района. Ее шедевры постоянно привлекают и радуют посетителей выставок народного творчества. Ими заинтересовался и директор краеведческого музея Мидхат Газымов и, конечно же пополнил свои экспонаты ее подарком. Мидхат Газымов же и раскрыл нам еще одну сторону творческой натуры Маргариты Смурыгиной, как стихотворца. Именно с его подачи, в нашей газете стали появляться стихи, автором которых была наша героиня.
- Маргарита Ивановна, когда и что побудило Вас писать стихи?
- Я никогда и не думала, что буду сочинять, я ведь в школе с литературой не очень дружила. Когда начинались творческие отчеты (это было в конце прошлого века), я работала на ферме, труд был, конечно, у доярок тяжелый, но работали весело: шутили и по поводу предстоящего концерта. А я как-то про себя запела: «То ли еще будет, то ли еще будет ой-ой-ой», а потом добавила куплет: «Нам зоотехник зачитал пленума задачи, а Буренки между тем над кормами плачут». Самой стало интересно, что получилось, и дальше продолжила: «Кормоцех у нас стоит светел и просторен. Жалко нет среди коров актеров и танцоров». Так всю песню и переделала под нашу жизнь на ферме, но не пела.
- Так-так, соседушка, а мы, оказывается тебя и не совсем знаем, - смеются ее гости, - давай, рассказывай, что ты там еще насочиняла.
Сдвинулись в сторону чайные чашки. И на стол легли странички с ее рукописными записями, печатными стихами, вырезками из газет с рубрикой «Творчество наших авторов», письмо с благодарностью от М.Газымова, листочки из тетради для сочинений ее внуков, и много других, дорогих ей сердцу вещей.
Два стихотворения, сочинения Маргариты Смурыгиной, взяли для вас и мы.
Нет комментариев