Шешминская новь

Новошешминский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Мы в безопасности, когда есть такие защитники

О наших победах, опасностях на СВО и «курс молодого бойца» от опытного воина, непосредственного участника событий

Герой - это мужественный человек, который  готов  к самопожертвованию ради спасения других людей.

Время испытаний сегодня выявляет тех, кто на это способен.

 

 

ЗНАКОМСТВО С ГЕРОЕМ

 

Ришат Раузетдинов из села Простые Челны на СВО почти два года. Энергичный, общительный, он с первого момента располагает к себе. Сразу видно, что это прирожденный военный человек, бравый солдат, патриот своей Родины.

Именно люди его склада - костяк и гордость Российской армии. Ниже читатель в этом убедится.  Хотя в будущем Ришат не собирается связывать себя с профессией военного.  Считает, что  тогда его частые переезды станут неудобством для семьи. Он хочет, чтобы у семьи было постоянное уютное гнездышко.

«Семья для воина СВО, особенно для таких, как я - в возрасте, это невыразимо как много значит. Это надежный тыл, опора, моральная поддержка», - говорит он.

Но насчет возраста Ришат преувеличивает. В свои 44 года он в самом расцвете сил.  Служба его, как увидим дальше, это просто огонь. Он уже трижды был ранен. Мы побеседовали с ним, когда он был в 30-дневном отпуске после третьего ранения.

С первых минут знакомства безотчетно захотелось пожать ему руку. И это большая честь для каждого. Видно, что Ришат - человек бывалый, участник боев. На его кителе две медали «За отвагу» и «За воинскую доблесть». С каждой из них связан свой подвиг. Ришат с гордостью носит эти награды.  Они - признание его как воина, отважного человека.

Но, прежде всего, Ришат стал говорить не о себе, а попросил обязательно поблагодарить через газету всех жителей Новошешминского района за помощь бойцам СВО, и отдельно написал список фамилий. Это волонтеры района, которые организуют сбор гуманитарной помощи и доставляют на СВО. Это Сулейманов Ильгиз, Вафин Алмаз, Суниев Азат, Финогентов Николай, Финогентов Александр, Калмыков Виктор.

- Все эти ребята – люди бесстрашные, прошедшие «горячие точки».  Я их каждый раз обнимаю, крепко жму руки, потом за столом пьем с ними чай. Какие они молодцы! Как нам помогают!». УАЗ-«буханка», на которой я вожу в нашем батальоне прислана из Новошешминского района. Потому и выручает она меня всегда, как заговоренная, вывозит меня из самых, казалось, безвыходных ситуаций.

 

ПЕРВАЯ НАГРАДА

Ришат служит водителем в Первой Славянской штурмовой мотострелковой бригаде, и что там приходится испытывать, рассказал, как оно есть. Уверенный в себе, он как сгусток энергии. И выправка военная. Он бывший пограничник в Дагестане, который был «горячей точкой». 

- У нас в бригаде очень много таких, 80-ых годов рождения, тех, кто служил в Дагестане, Чечне, Абхазии. Мы, бывалые, иногда показываем молодым, что можно делать, а что нельзя в боевых условиях. Опыт немного есть.

Ришата мобилизовали с Нижнекамского шинного завода. Когда отправляли первую сентябрьскую партию призванных, ему повестку не принесли. – Даже стало обидно, мол, не могу что ли, не доверяют, - рассказывает Ришат.  Но как такого кандидата в защитники Родины могут не заметить? Повестку Ришат получил в октябре.

Сначала он служил в 31-м полку гранатометчиком АГС-17, это противопехотное оружие. Медаль «За воинскую доблесть» 2 степени младший сержант Раузетдинов получил в боях под Первомайском летом прошлого года. 4 июня в 4 утра ВСУ предприняли против них жесткую и неожиданную атаку. Они обстреливали наши позиции больше двух часов. Но пехота 31-го полка сумела дать отпор, а затем с поддержкой подоспевших танков и артиллерии перешла в наступление.

- Мы не только не отступили, но и погнали их и заняли их окопы,  - рассказывает Ришат.

Через два месяца боец получил осколочное ранение в область лица. После лечения и полутора месяцев реабилитации Ришат в декабре был направлен в Первую Славянскую штурмовую мотострелковую бригаду. Здесь его назначили водителем. Ришат 25 лет за рулем. Перед мобилизацией даже купил себе новый автомобиль, но поездить не успел. Новенькая машина стоит, ждет его два года.

 

ОПАСНАЯ ДОРОГА

 

Ришат на УАЗ-«буханке» возит штурмовиков на передовую. Каждый день  по дороге, которую в бригаде называют «Дорогой смерти».

 

- Потому что на ней столько подбитой бронетехники, танков, военных автомобилей. Там в день сжигают по 8-10 машин, - рассказывает он.

Естественно, эту дорогу ВСУ контролирует круглосуточно и тщательным образом. Ведь по ней подвозят боеприпасы и живую силу. «Буханка» вмещает 8-10 человек. Ришат возит с раннего утра и до вечера. Четыре дня в рейсах, 4 дня отдыхает, ремонтирует машину, если нужно, разбирает, собирает.

- Надо, чтобы она надежно работала, ведь УАЗ гоню на самой высокой скорости, чтобы проскочить дорогу как можно быстрее. Потому что именно над ней все летает, - говорит Ришат. -  Это дроны ВСУ: «камикадзе», тяжелая «валькирия», по-нашему «баба-яга», он 80-й и 120 –й миномет таскает. Бороться с ними помогает РЭБ, антенна радиоэлектронной борьбы, она установлена на УАЗ. «Птички» летают над нами, два-три метра до нас остается, РЭБ срабатывает, они падают. Снаряд разрывается, но не приносит такого ущерба. Хоть какой-то шанс выжить есть.  Но РЭБ  не всегда помогает, потому что дроны противником постоянно «перепрошиваются».

- Еду всегда быстро, у своих позиций уже наш миномет защищает, «кассетник». Там меня уже ждут, быстро разгрузили, быстро загрузили «трехсотых» и так же быстро обратно. Вожу под обстрелом днем, ночью вообще опасно. 

В июне 2024 года Ришат получил ранение. Только дал на газ, в лицо прилетел осколок. А он повез двоих лежачих «трехсотых». Но, истекая кровью, не вернулся, не остановился, а что есть мочи помчал УАЗ по дороге. Ребята о себе забыли: «Как ты? Как ты? Абзый, нормально все?» (У Ришата такой позывной, переводится «Дядька»). Он им: «Все нормально, пацаны, выезжаем». Доехали, доставил раненых, в госпитале их вылечили. Сейчас о том ранении напоминает лишь шрам во всю щеку.

Были случаи, когда комбат и комроты звонят по рации в пол-двенадцатого ночи: «Абзый, есть тяжелые «трехсотые». До утра вряд ли дотянут. Что будем делать? Мы не приказываем, советуемся. Сможешь сейчас забрать? Я им: «Сейчас приеду. Как там обстановка на «передке»?» Они: «Не очень, Абзый. Смотри сам. Но до утра бойцы могут умереть».

Как я могу сказать, что не поеду?! Я говорю: «Все, еду». Вот и рискуешь, может, повезет, может, нет. Ведь если снаряд попадет, то все умрем. Три раза так ночью повезло, человек 10 тяжелых вытащил. Они мне по сей день постоянно звонят: «Абзый, спасибо! Благодаря тебе мы живы». За два месяца Ришат сам получил два ранения, но благополучно довез всех «трехсотых» и в дневные рейсы. 

 

«КАМИКАДЗЕ»: ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Но однажды его УАЗ был все-таки подбит.

- 18 июля в шесть вечера повез двоих ребят-связистов на «передок», и на одном повороте нас поймал «камикадзе». Меня тряхнуло, ударило в поясницу, сзади двоих «трехсотых» серьезно осколками задело. Вылетели лобовые стекла и фары, все задние двери открылись. Сначала в шоке потерялся секунд на пять. Потом смотрю, в УАЗе сзади загорелись «запаска» и сиденья. Пацанам крикнул: «С задних сидений вперед, ко мне». Не остановился и до ближайшего дома разбомбленного поселка возле посадки дотянул машину. Своему соседу рядом, связисту: «Выходим и быстро «трехсотых» вытаскиваем». Мы дотащили их до этого дома. Только укрылись, второй «камикадзе» дал по нашему УАЗику, и он сгорел.

Ришат уверен, если бы УАЗ заглох, если бы он остановился, и они выбежали из подбитой машины, то вторым снарядом их бы точно положили. Абзый успел горящую машину отвести в безопасное место в сторону на 500 метров. Повезло, что домик попался, и они успели укрыться в нем, УАЗ сгорел, но они уцелели.

- В экстремальных ситуациях «соображалка» быстро срабатывает, как поступить, чтобы выжить, - говорит он. – Там этому быстро научишься. Жизнь научит.

 

Они сидели до темноты в доме, до наших позиций еще два с половиной часа, если пешком. Конечно, с оглядкой - не засекли ли. Потом стали потихоньку от дома к дому добираться до своих. «Трехсотым» помогали передвигаться. Дошли, медики им оказали первую помощь. Только прибыли, звонят с полигона: «Сейчас за вами приедут». Абзый командиру: «Сегодня ни в коем случае, мы терпим, тяжелораненых нет. Давайте завтра с утра». Они решили переждать.

С утра за ранеными приехал напарник Ришата. Загрузились, поехали и в этом же месте их снова накрыл «камикадзе». После пережитого накануне Ришат обхватил голову руками: «Походу все!» и тут «Ба-бах!» и «камикадзе» с шумом рухнул, не долетев до УАЗ.  Ришат говорит, это было как воскрешение, ведь уже с жизнью попрощались.

- Мы дружно заорали «Ур-а-а-а!». Кричали так, будто войну выиграли. Десять метров оставалось до УАЗ. Опять нам повезло.  На первый «камикадзе» РЭБ не сработала, а второй дрон не был «прошит» и наша антенна его ликвидировала.

- Но сгоревший УАЗик, конечно, жалко. Он за полгода столько людей спас. Ведь все наши УАЗы с района ребята-волонтеры привезли.

Ранение 18 июля оказалось несложным. В область поясницы попал маленький осколок, но ничего не задел, вытащили. Ришат неделю пробыл в госпитале в Донецке. Командир спросил: «Как состояние?». Ответил: «Все нормально, руки, ноги работают, снова поеду на «передок».

 

ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ЖИЗНЬ

 

От быстрой доставки бойцов целыми и невредимыми зависит также штурм позиций противника. Если водители замешкаются или «камикадзе» атакует, он сорвется.  Атака зависит от их быстрого реагирования и умелого маневрирования.

- Ведь везу, взяв под свою ответственность 10 человек. Обратно  еду – о себе уже не думаю, главное - задачу выполнил. Только когда заезжаешь на полигон, говоришь с облегчением: «Уф!».

 

Ришат считает, что смелость и отвага должны быть, но при этом действия - только грамотные и осторожные, чтобы выполнить задание и уцелеть.

 

За вывоз раненых Ришата наградили медалью «За отвагу», а медаль эту вручают, когда боец выполняет боевое задание, рискуя собственной жизнью. Сколько раз Ришат это делал, не счесть.

- Кого вожу, спасаю, постоянно звонят, пишут: «Как ты, Абзый?»

В мирной профессии Ришат 10 лет работал в Нижнекамском УАТ - возил вахту на заводе и вот как пригодился этот опыт на войне.

Он поделился некоторыми приемами выживания в военных условиях:

- Там толпиться нельзя, машина выезжает только одна и на скорости все время надо быть.  Если, к примеру, три машины сразу поедут, то это для противника как «подарок». Одним ударом  разбомбят. Перемещаться надо перебежками и по одному. Если, допустим, вчетвером побежим, то враз пулеметом всех накроют. Если кого-то ранят и помочь некому будет.  На одном месте тоже долго сидеть нельзя. Если «спалят», то жди дрона. Не зря говорят, движение - это жизнь.

 

НА ВОЙНЕ НАДО БЫТЬ  ГОТОВЫМ  КО ВСЕМУ

 

Диву даешься, что, побывав в таких передрягах, Ришат остается оптимистом, прежним любителем пошутить. Он человек неунывающий.

На отдыхе или перед выездом может побалагурить, посмеяться с товарищами. Но на задании он всегда собран и сосредоточен. Ведь в любой миг может произойти непредвиденная ситуация, надо быть начеку и даже постараться ее предугадать. Выручает его отвага, хладнокровие при любых условиях, пригождается опыт служения на границе.

- Смеемся и шутим, конечно, только когда с полигона выезжаем. Прикалываемся друг над другом, чтобы не бояться. Чтобы дух поднять. У нас все такие. Конечно, есть и пацаны, кто зацикливается на страхе, но, по наблюдениям, именно к тем, кто очень боится, что-нибудь да прилетает. Но их можно понять, война - это всегда страшно. Страх ощущает любой, но, прежде всего, надо думать о действиях, которые от тебя ждут, которые ты должен выполнить.

Выехав на дорогу, Ришат и его пассажиры замолкают, потому что надо следить, слушать, где стрельба, где взрыв. На войне надо быть готовым ко всему. 

- Однажды был такой случай: прямо впереди нас бронетехнику нашу подбили. Но пацаны из нее успели спастись. Техника пылает огнем. Тут посадка. В УАЗе раненые. Узкая дорога. Думаю, что будет, то будет. Вдарил третью скорость и сквозь пламя рванули вдоль горящей техники в эту посадку. Вспыхнула маскировочная сетка наверху УАЗ, но проскочили.

 

Среди водителей штурмового батальона Ришат по должности командир отделения, которое состоит из 6 человек.

- Но это по штату. Там нет такого, кто ты и кто я. Мы все там как одна семья. Еду готовим сами. У кого есть время, тот и готовит. Воду для помывки греем сами. Там совсем другая жизнь. Другие условия. Это тут жизнь спокойная, а там все на острие. Когда приезжаю в отпуск и вижу картину: машины друг другу не уступают, водители выходят, начинают кричать, думаю: «Эх, мне бы ваши проблемы!». Когда там побываешь, есть с чем сравнить, как там и как здесь - в мирных условиях. Как тут все хорошо! Грех жаловаться.

«ЕСТЬ У НАС ЕЩЕ ДОМА ДЕЛА»

У Ришата в отпуске расписана каждая минута. Абзый думает о будущем, ему надо достроить новый дом в деревне под Нижнекамском. Деятельный и неугомонный, там он проводит весь отпуск

– Без дела сидеть скучно! – объясняет Ришат. - Когда чем-то занят, то о плохом и думать некогда.

 

До СВО он навещал мать каждую неделю, сейчас только в отпуске. За два года три раза приезжал и обязательно с букетом. И в этот раз он преподнес маме пышные хризантемы. Поправил ей кое-какие постройки и обратно в Нижнекамск. Привез к бабушке погостить младшего сына Раиля. Тот после 9 класса поступил учиться в техникум на механика.

Отец крепко обнял его перед отъездом.  Подросток, конечно, гордится таким папой.

 

 

Ришат с мамой и младшим сыном. Фото Ольги Ивановой.

 

Мама Асия апа держится молодцом, она отважная, как и ее сын. Как он сам говорит – боевая.  Но ей, конечно, за него тревожно,

 

- Я чую, как там опасно. Молюсь каждый день, жду его. Поддерживаю смс-ками: «Привет, сынок! Все будет хорошо!»

Ришат признается:

- Маме я все рассказываю, что и как. Это лучше, чем безвестность.

Но  тихонько, чтобы она не слышала, добавляет:

 - Фильтрую, конечно. Зачем маму расстраивать?

 Асия апа всю жизнь работала дояркой, сейчас ей 72, отец Рашит абый былтрактористом. Но его 15 лет как нет. Асия апа одна живет в большом красивом доме с современным ремонтом, который строили с мужем, а дочь и сын помогали.

- Семья – это большая поддержка. С возрастом это понимаешь. Когда там, то иногда так хочется вместе посидеть за столом. Хотя бы минут 10, а потом обратно. Хотя бы мысленно. Это очень поддерживает.

У его старшего сына Владислава есть невеста. Но оба сказали: «Папа, свадьбу без тебя делать не будем - тебя подождем».

-  Надеюсь внуков дождаться. Война когда-нибудь все равно кончится.

- Но сейчас хочу сказать спасибо  детям моим, жене Людмиле, матери, родным, ребятам, которые возят «гуманитарку» - они тоже мои близкие - и одноклассникам. Пишут мне в Телеграм, и я по возможности отвечаю всем, когда связь есть: «Привет! У меня все нормально!». Когда тыл так поддерживает, это дух сразу поднимает. Приободряешься, уверенность вселяется, работать легче становится. Когда наши ребята с «гуманитаркой» в прошлый раз приезжали в Донецк, всего навезли, я их обнял и даже всплакнул слегка.

В предыдущий отпуск Ришата даже показывали по телевидению на НТР. Взяли у него небольшое интервью.

- Друзья, знакомые с Нижнекамска и Простых Челнов звонят: «Ты разве тут? Смеются: «Что ты приехал, только по телевизору и узнали». Потом, конечно, были теплые встречи.

 

«МЫ ДВИЖЕМСЯ ВПЕРЕД!»

В пятницу, 23 августа, Ришат отбыл в свою часть, а через день уже был на «передке».  

- Мы там чтобы выполнить свой долг. Родина призвала, и мы ее защищаем. Настроение нормальное, боевое. Скучаю по своим пацанам. Меня уже там ждут, спрашивают, когда приеду.

- Здесь мне как-то буднично, однообразно. Там интереснее! - смеется он. – Когда опасно, то адреналинчик зашкаливает в борьбе , чтобы выжить.

Ришат сказал, что Первая Славянская штурмовая бригада продвигается вперед. Постепенно, небольшими шажками во избежание неоправданных потерь. В июле-августе бойцы взяли несколько населенных пунктов, а буквально перед отъездом Ришата в отпуск - четыре посадки и поселок.

- Мы побеждаем, мы движемся! Дроны, конечно, охотятся, но нас поддерживает наша «арта» (артиллерия – О.И.). Мы идём вперёд и только вперёд! Думаем, как обмануть противника.

Из скольких опасных ситуаций Ришат выходил, словно заговоренный!  Видимо, Аллах ему помогает. Да и просто он сам -  живчик. Энергичный, стержень в нем есть крепкий.

- Мне все говорят: «Ты, Абзый, позитивный человек! Ты уверенный! С тобой не потеряешься!»

Так что охоту «камикадзе» зря открыли на такого. Когда у нас есть такие воины – мы все в безопасности. И в нашей Победе можно не сомневаться.

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

1

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев