«Никогда не поздно»: история восстановления после инсульта (видео)
Прежде чем поверить в себя, герой нашей публикации прошел долгий путь искупления и преодоления
ПРЕДИСЛОВИЕ
Когда-то у Эдуарда было все: квартира, машина, семья, свой бизнес.
В 90-х годах он был красив, молод, полон сил, одевался и стригся по последней моде. Но прежде отучился в ПТУ, получил профессию. Трудился на стройке разнорабочим, водителем, охранником. Как полагается, в свое время отдал Родине воинский долг. Когда устроился банщиком, завелись левые деньги, а с ними все атрибуты «красивой жизни»: рестораны, ночные клубы с обильными возлияниями, девочки и даже наркотики. Затянула его, молодого и глупого, такая «развеселая жизнь». Не устоял и от соблазнов криминальных 90-х: если нужны были деньги, то добывал их не совсем праведным путем. Жил, как хотел, думая, что всегда будет при них.
Но все это не могло пройти бесследно. Сначала развод в первом браке, в котором остались двое детей, а после алкоголь и «колеса» окончательно подорвали здоровье. И вот однажды вмиг он потерял все – случился инсульт. Вскоре исчезла недвижимость, друзья, родные, вторая жена и Эдуард сам не заметил, как очутился в центре-распределителе для бомжей и людей, нуждающихся в уходе.
ИСКУПЛЕНИЕ
В Новошешминский дом-интернат для престарелых и инвалидов он попал в 2008 году. Из всех вещей - чемоданчик с «ценностями» прошлой жизни: кальянные табаки и аккуратно сложенные коробочки с «наборами для кобелирующих личностей», как однажды выразился в известном фильме опер МУРа Глеб Жеглов. То были товары для увеселительных вечеринок клиентов бани.
Никто в доме-интернате его не навещал. Первое время Эдуард потихоньку выходил курить, но ничем не интересовался, больше сидел и лежал. - Кофе и сигареты, больше ничего не просил, - рассказывают сотрудники дома-интерната. У Эдуарда плохо действовала правая рука и нога, выговаривал одно слово «спасибо», которое произносил к месту и не месту. Наверное, он хотел этим сказать: «Спасибо, что не бросаете», «Спасибо, что заботитесь». А потом неожиданно с ним случился повторный инсульт, он слег и больше ничего не хотел.
- Сосед по комнате тоже попался лежачий, вот они с ним и лежали 10 лет, пока сосед не умер, – рассказывает специалист по социальной работе Гузель Мустафина.
Когда собрата по несчастью не стало, с ним произошел какой-то душевный перелом.
…Эдуард молча смотрел на уже неделю аккуратно заправленную кровать соседа. Он понял, что остался совсем один и, если что-то не поменяет в своей жизни, ждет его эта же участь. Эдуарду вдруг нестерпимо захотелось вырваться из этого круга, который сам себе вычертил. Ему так захотелось жить!
Он сел, а потом неожиданно для себя встал, и, держась за опору, впервые за 10 лет тихо вышел в коридор. Первое, что он попросил - купить ему сигареты.
- Мы сами все удивились, - говорит Гузель. - Начали подбадривать его: "Эдик, давай, не ленись, ходи, возвращайся к жизни".
ПРЕОДОЛЕНИЕ
Эдик стал общаться с людьми. Как мог, отвечал им, если с ним заговаривали. Когда два года назад в доме-интернате ввели систему долговременного ухода и в штате появились специалисты по реабилитации, с ним стали заниматься.
- Раньше же и персонала не хватало, нашей заботой было людей накормить да чтобы постельное белье и одежда были чистые, - говорит Гузель.
- У Эдуарда полностью парализована правая сторона. А при правостороннем инсульте страдают речь, умственная деятельность, - рассказывает занимавшаяся с ним медик Вера Валиулллина. - Стали проводить реабилитационные мероприятия. Вскоре Эдуард сам стал есть левой рукой. Затем сам освоил инвалидную коляску. Стал сам в нее садиться. И теперь даже сам одевается.
- Когда мы приступили к занятиям, он говорил только два слова. Сейчас достаточно много слов может произнести. Сначала не хотел учиться, отказывался. Я его уговаривала: «Эдик, ты сможешь разговаривать!», - продолжает Вера.
- Кстати, как только появились успехи, первые слова, которые он вспомнил, были из матерного лексикона, - смеется она. – Потом начала заново учить читать. Тоже не хотел, но потом увлекся, стал читать по слогам.
Работают с Эдуардом по индивидуальной программе реабилитации, которая имеется у каждого инвалида дома-интерната.
Но самое главное, у самого пациента появилось горячее желание выздороветь. Кроме занятий со специалистом, Эдуард сам в своей комнате разминает левой рукой недействующие руку и ногу, пытается делать ими упражнения. Стал участвовать в мероприятиях, концертах, ходить на занятия по музыкотерапии. Даже в спортивных соревнованиях он на коляске хоть одной рукой да бросает мяч.
Былые пристрастия - кофе и сигареты – вернулись окончательно. Курение для него - стимул встать к коляске и выехать во двор. Потому что в постели и комнате курить запрещено правилами. Затем во дворе он обязательно подъедет к уличным тренажерам. Один из них подходит Эдуарду для занятий. Кстати, его любимый канал по телевизору – спортивный. Художественные фильмы смотрит постоянно, а книги любит про фантастику.
- Система долговременного ухода, которую мы применяем, помогает многим людям восстановиться, - говорит директор дома-интерната Залина Лизунова. - Эта работа в доме-интернате поставлена на высоком уровне. Если бы не она, Эдуард, наверное, так бы и лежал. Его успехи и успехи других наших проживающих, перенесших инсульт, доказывают - никогда не поздно брать человека для восстановления. С ним занимаются и очень активно. Ведь Эдуард еще очень молод, надежда на полное восстановление есть. С первых же занятий он быстро пошел на поправку, поверил в себя и положительная динамика прогрессирует с каждым днем.
ЭДУАРД
Он очень улыбчивый человек, смешливый и с юмором. Неунывающий и добродушный. В то же время скромный и немного стеснительный.
- Чистоплотный, всегда опрятный, сам бреется одной рукой, - говорят сотрудники. - Как в прежней жизни пользуется туалетной водой и дорогим шампунем. Мы покупаем ему по его просьбе.
- Он все понимает, только не все слова говорит. На многие расспросы с улыбкой отвечает: «Не помню». Иногда это уловка. О своей прежней жизни рассказывать не любит и вспоминать не хочет. Спрашивали его, «Эдуард, приходилось раньше обижать людей?». Признавался, что обижал, будучи здоровым. Возможно, его случай - искупление перед Богом, - говорит Гузель.
Эдуард это понимает. Наверное, не просто так добровольно «заточил» себя на 10 лет. Видимо, жгла сердце бывшая неправедная жизнь. Возможно, судьба так распорядилась, чтобы он, став в молодости не на ту дорожку, больше этого не делал.
При личном знакомстве Эдуард оказался очень обаятельным человеком. С Верой мы расспрашивали его о родителях, семье, каким бизнесом занимался. Как мог, отвечал, при затруднении показывал жестами. Попросили сказать: «Я тебя люблю» и по-русски, и по-татарски, повторил довольно четко. На вопрос о месте службы ответил: «Казахстан».
- Безобидный, неконфликтный человек. Женский пол, проживающий в доме-интернате, его очень любит за характер, мужской пол называет другом. - говорит другой специалист по социальной реабилитации Любовь Никитина. - Ходит на все концерты, и когда слушает песни о матери или о любви, всегда плачет. Очень ранимый человек. Любит идти на контакт. На улице, если с ним заговаривают, с удовольствием начинает общаться. В беседе любит участвовать.
- Эдик, если поправишься и вернешься в большую жизнь, опять возьмешься за старое: алкоголь, наркотики, - спрашиваем мы
- Не-е-е-т, - уверенно и твердо мотает он головой. - Не-е-е-т!
Эдуард постепенно возвращается к полноценной жизни. У него очень сильный настрой на выздоровление. Не хочет ни от кого зависеть, поэтому его мечта - восстановиться на столько, на сколько возможно в его случае. На пути к ней Эдуард все больше ощущает вкус к жизни.
На снимке: старшая медсестра дома-интерната Вера Валиуллина со своим подопечным Эдуардом.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев