Сергей Карасев: «Чувствую свою ответственность»
Более 40 лет работает учителем физики в Новошешминской гимназии Сергей Карасев.
Сергей Владимирович ведет урок в 9 «в» гимназии. Фото Ольги Ивановой.
Его ученики ежегодно показывают хорошие баллы ЕГЭ по этому предмету.
После окончания школы в родном городе Канаш Чувашской АССР в 1976 году он поступил в Казанский государственный педагогический институт. В 1980 году закончил и начал работать учителем физики в Тетюшском районе. В том же году был призван в армию, Через два года демобилизовался. В 1982 году с супругой, учителем математики Татьяной Ивановной, учившейся на два курса младше, приехал работать в среднюю школу (ныне гимназию) села Новошешминск. «В отличие от супруги, окончившей институт с красным дипломом, я был «синим троечником», - смеется он, - но приступил к преподаванию со всей ответственностью».
В этой школе Сергей Владимирович преподает более 35 лет. Последние семь лет ездит вести уроки физики в школы района, т.к. учителей там не хватает. За годы работы сделал три выпуска. Имеет награды от районного отдела образования, Министерства образования республики, Почетную грамоту Министерства просвещения Российской Федерации, звание «Ветеран труда».
Накануне Дня учителя мы побеседовали с Сергеем Владимировичем. Он признался, что в своей работе подошел к финишу и в беседе был предельно честен
- Как вы выбрали эту профессию? Ваши родители были учителя? И почему физика?
- Насчет влияния родителей-педагогов - не без этого. Мы поехали поступать с другом в Казанский университет. Но из-за большого конкурса - 8 человек на место, мы подали документы в пединститут, где конкурс был в 4 раза .меньше. Успешно сдали экзамены и поступили. В школе мне нравилось учить физику, а учителя у меня все были хорошие, как по физике, так и другим предметам.
- Как вы добиваетесь высоких результатов ЕГЭ? Применяете ли вы индивидуальный подход?
- Никакого особого подхода у меня к ученикам нет. Если попадаются способные ребята, я с ними занимаюсь. Кому нужен мой предмет, они сами ко мне подходят. Занимаюсь с ними после уроков на кружке для подготовки к ЕГЭ в рамках внеурочной деятельности согласно плана.
Насчет высоких результатов. я бы уточнил, что результаты ЕГЭ по физике у нас в школе идут по синусоиде. Попались талантливые ученики – результаты хорошие, попались не слишком одаренные, результаты опускаются вниз. Очень многое зависит от способностей ученика. У меня были и случаи завалов физики на ЕГЭ, когда ученик-отличник не справлялся с заданиями. Успех на ЕГЭ зависит не только от знаний, важно на экзамене правильно распределить силы. Иначе можно сесть на мель. В этом году гимназисты сдали ЕГЭ по физике нормально. Конечно, их успехами я, как учитель, горжусь и рад, что ко мне в большинстве случаев хорошо относятся как сами дети, так и их родители.
- Что вы считаете самым сложным в своей работе? Ваши принципы обучения.
- Самым сложным для меня является изучение своего предмета. Да-да, не удивляйтесь. Каждый год приходится сидеть и прорабатывать задачи и вопросы, которые встречаются школьникам на ЕГЭ. Они каждый год разные. Законы физики прежние, а вот материал, задачи, которые подбирают для выпускников, ежегодно меняются. Не скажу, что становятся сложнее, но отличаются. Попадаются такие «изюминки», которые нужно уметь «проглотить», а для этого требуется время. Сейчас у нас появился Интернет. Там мы можем найти любую задачу. Но. все это надо донести до ученика. Это главная задача учителя. Насчет принципов обучения, скажу, что это простота изложения, научность, доступность
- Много ли приходится работать над своим самообразованием?
- Наверное, мало найдется таких профессий, где столько времени уделяется работе над собой, как в профессии учителя. Это мое мнение. Я постоянно работаю, потому что я постоянно должен расти как учитель и как человек, преподающий этот предмет.
Учитель находится в профессии не только в школе, но и дома. Очень много времени у него уходит на занятия и подготовку к урокам. Учитель работает круглосуточно. На сон отводится часов шесть. И даже во сне мозг учителя продолжает свою работу. Он видит во сне уроки, преподает. Все прорабатывает: и урок, и задачу. Если у него что-то не получилось с вечера, он даже во сне, как Менделеев создал свою таблицу, наконец, доводит до ума, что сначала не получалось.
- Значит, у вас совсем нет свободного времени? Даже на хобби?
- Во время работы на огороде: поливе, прополке, чистке снега мыслями то и дело возвращаешься к урокам. Хотя и огород большей частью приходится на время отпуска. Хобби тоже нет, потому что я работаю Учителем. И у меня много времени отнимает школа.
- Вы, кажется, одно время уходили из школы?
- Да, два года работал в райисполкоме специалистом по ГО. Чтобы получить жилье, ушел туда, там была хорошая зарплата. Также на пол-ставки был секретарем комиссии по делам несовершеннолетних. Потом вернулся в школу, потому что у меня педагогическое образование и ничего, кроме работы учителем, я больше делать ничего не умею. Раньше труд учителя оплачивался не так достойно, как сейчас. Из-за маленькой зарплаты уходил на полгода даже электромонтером на подстанцию. Потом перешел в среднюю школу (сейчас начальная школа-детсад), там дали побольше часов. В 1994 году вернулся в гимназию под руководство директора Наиля Гайфутдиновича Хуснутдинова.
.- Кто-нибудь из ваших бывших учеников преподает ваш предмет?
- В Красном Октябре работает учителем физики Кабиров Фоат Маликович – мой ученик. Зам. руководителя РОО Лейсан Салихова - тоже моя ученица, окончила физмат.
- Что вы можете сказать об ответственности учителя?
-. Задача педагога – дать знание своего предмета и воспитать из ученика всесторонне гармоничную личность. Как и любой другой учитель, я не могу относиться неответственно к своей работе, потому что я не знаю другой работы, которая бы так влияла на подрастающее поколение. Потому что от нас, учителей, зависит, какую профессию себе изберет в будущем молодой человек, окончивший школу. Кем стать и чем заниматься - вопрос очень важный. Труд должен приносить радость человеку. Сейчас выпускники выбирают своей профессией те отрасли, где платят хорошую зарплату: нефтяная, строительная, энергетическая. В вузах, готовящих специалистов для них, нужен экзамен по физике. Предмет это очень трудный. В этом году из 19 выпускников физику будут сдавать трое. Вот я с ними и занимаюсь, и чувствую свою ответственность, как учитель.
- Не жалеете ли вы, что стали учителем?
- Ни в коем случае. Нисколько не жалею!
Спасибо Вам за беседу. С наступающим профессиональным праздником!
Вопросы задавала Ольга Иванова.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев