Скромная женщина с большим сердцем
В первый день Нового года многодетная мать Нажиба Миншакировна Хуснутдинова из села Татарское Утяшкино отмечает 85-летие.
Родом Нажиба апа из поселка Киерла, была такая деревушка неподалеку от села Татарское Утяшкино.
Когда отец Миншакир уехал на фронт, мать Мушарифа осталась с четырьмя детьми на руках (Нажиба младшая) и беременной пятым.
Отец воевал на Западном фронте. В 1945 году во время передислокации их части на Дальневосточный фронт, он по нелепой случайности попал в места заключения.
– На станции мужики попросили его помочь в охране товарного вагона поезда, а сами пропали. Ночью товарный вагон ограбили, он не ничего не смог сделать, одним словом, его подставили. Подвергся аресту, судебному процессу, и ему дали 10 лет лагерей, - поведал муж Нажибы апа Исмагил абый.
Тяготы военного и послевоенного времени без мужа не сломили Мушарифу. Сильная женщина не пала духом, а с добротой и лаской продолжала заботиться о своих детях и не теряла надежду на скорейшее возвращение кормильца из заключения. Было трудно, холодно, голодно, мать билась, чтобы дети ни в чем не нуждались
В лагере добрые люди подсказали отцу подать прошение в высшие военные инстанции, чтобы разобрались. На газетном обрывке написали, сумели передать, в итоге, пять лет ему скостили. Вернулся домой в 1950 году. Счастью семьи и родных не было предела.
К тому времени Нажиба окончила 4 класса и стала в колхозе помогать отцу. В 15 лет ее отправили на торфяные работы в Балахну Ярославской области. Вернулась через 3 года.
По вечерам деревенская молодежь устраивали гулянья, на одном из них Нажибе апа приглянулся гармонист Салих из Татарское Утяшкино. В 20 лет она вышла за него замуж. В новой семье она стала 5-й невесткой. У них родились два мальчика и три девочки: Мухарам, Зуфар, Мингаян, Рузалия, Фания. Весной 1977 года Салих скоропостижно скончался. Нажиба осталась одна с 5 детьми (старшему было 18 лет, младшему - пять). Она поднимала их одна, невольно повторив судьбу матери. Не опуская руки, много работала: доила коров, косила сено, обрабатывала землю, успевая накормить, обстирать детей и содержать дом в чистоте, тепле и уюте. Выдала замуж дочерей, женила сыновей. Когда младший ребенок покинул родное гнездо, в доме, по ее признанию, стало пусто и одиноко. Выйдя на пенсию в 50 лет и, проработав еще год, решила окончательно уйти на заслуженный отдых.
В те годы односельчанин Исмагил в 46 лет похоронил супругу, осталось пятеро детей, младшему из которых было всего полтора года. Вскоре старшие дочери Зульфия и Гузалия в течение полугода вышли замуж, третий ребенок Накип ушел служить в армию.
- Нас осталось в доме три мужика: мне – 48 лет, Илгизу – 10 лет, и четырехлетний Рустем, - рассказывает Исмагил абый. – С Нажибой мы были знакомы и раньше, покойная жена приходилась родственницей ее мужу. Я сделал ей предложение.
Исмагил абый понимал, что решиться на воспитание неродных детей - для нее будет нелегким решение, возлагающим огромные обязательства, но был уверен в своей избраннице.
- Я думала недолго, мужчина он положительный, работящий, и я дала согласие, - с улыбкой говорит Нажиба апа. В январе 1990 года она вышла замуж за Исмагила.
Добрая женщина приняла Илгиза и Рустема, как родных, подарив им материнскую заботу.
– Любила их, и они меня любили. Очень хорошие мальчики.
Вместе с Исмагилом абый она отдали им все тепло и любовь, дали образование, устроили во взрослой жизни, сыграли большие свадьбы, сделали обряды по имянаречению внуков.
Слева направо: Мингаян с сыном Ильнаром, Нажиба апа с внучкой Гузель (Гузель – дочь Мингаян), Зуфар с дочкой Альбиной и Фания (стоит).
Были счастливые, хорошие времена. Но жизнь иногда непредсказуема: в один из летних дней 2007 года в возрасте 36 лет скоропостижно скончался Накип, старший сын Исмагила.
Все дети супругов от первых браков дружны между собой. В основном, все живут в городе.
- Нас всех вместе с детьми, их вторыми половинками, внуками и правнуками 58 человек, - говорит глава семьи.
Дом у супругов просторный, комнат много и с современным ремонтом.
Дочери, сыновья, зятья, невестки, внуки, родственники - частые гости в нем.
Дедушка с бабушкой радуются их приезду, среди угощения обязательно стряпня Нажибы апа: жэйме, бэлеш, эчпочмак, каймак, чак-чак, пироги, варенье и многое другое.
В беседе за столом шутки и смех не умолкают. А если вдруг враз приедут – не страшно. Разместиться будет где. Трое детей Нажибы апа, выйдя на пенсию, построились в Утяшкино, много тут и другой родни.
Нажиба апа говорит, что Исмагил абый очень хороший муж и отец: «Непьющий, хорошо зарабатывал, все деньги - в семью». 25 лет отработал в «Сельхозхимии» на погрузчике, потом на тракторе, неплохо зарабатывал. У него шесть значков «Ударник коммунистического труда», ударника пятилеток и медаль ВДНХ. У Исмагила абый и сейчас свой трактор, правда, старенький. Пахать не пашет, а грузы перевозить можно.
Оба имеют звания «Ветеран труда», а Нажиба апа – медаль Материнской славы за воспитание 5-х детей.
Наша герония с первых секунд вызывает симпатию. Первая мысль: «Какая приятная бабушка». Такой шустрый, юркий, мягкий «клубочек», сотканный из приветливости, доброты и ласки.
Но сама Нажиба апа считает, что она женщина с характером.
- Мужа вот как держала в руках, - улыбается она, сжимая кулачок.
И по натуре инициативная, не ждет, когда кто-то сделает, а берет все в свои руки.
- Очень деятельная и хозяйственная, - подтверждает Исмагил абый. - Однажды в больнице лежал. Супруга, не дожидаясь моей выписки, организовала бригаду и обшила дом. Возвращаюсь, а дом снаружи весь новый. Сделала сюрприз к моему возвращению.
Исмагил абый еще полгода назад 5 лет служил имамом местной мечети, сейчас отдыхает, ведь возраст почтенный - 82 года. Хотя он оставил свой пост, но по-прежнему поддерживает односельчан святым словом. И в горе, и в радости. Они тоже очень любят и уважают их семью.
Однажды в нашей газете мы писали об Исмагиле абый, а именно его приверженности к здоровому образу жизни. С тех пор прошло семь лет, но он все такой же, даже помолодел: Своим правилам не изменяет: утром - полчаса зарядка, вечером - прогулка на свежем воздухе. Как раньше, копошится в своем гараже. У него здесь по-прежнему идеальный порядок, каждая «железка» на своем месте.
Супруга ему компанию не составляет, у нее другое важное мероприятие – прочитать намаз. Еще хлопочет по дому, сидит за прялкой. Благо, глаза после операции позволяют. Большого хозяйства уже нет, только куры. «Хватает пенсии», - говорит бабушка.
Супруги следят друг за другом, чтобы каждый не забыл принять вовремя нужную таблетку. «Без болячек-то старости не бывает», - объясняют они.
– Живем Слава Аллаху. Шевелимся, хромаем, ползаем – на жизнь не обижаемся, - говорит Исмагил абый.
Мечтают вместе дожить до глубокой старости в этом доме, не расставаясь, из деревни уезжать не хотят.
В доме уже вся в огоньках стояла елочка – старикам на радость.
«Это дети позаботились», - говорит Нажиба апа. - Этим летом нам с Исмагилом посчастливилось побывать в Соль-Илецке, посетить соленые и грязевые озера, поправить здоровье и прекрасно отдохнуть. Илгиз с супругой нас свозили.
На юбилей обещаются приехать все, конечно, позовем и дальних родственников, односельчан, с которыми мы общаемся, дружим, поддерживаем связь.
Фото с 80-летнего юбилея Нажибы апа, 2018 год.
Фото с 70-летнего юбилея Исмагила абый, 2010 год.
Телефон Нажибы апа не замолкает ни на минуту, звонят близкие, родные, односельчане, интересуются самочувствием, здоровьем, спрашивают совета.
- Я рада, что у меня много детей, много внуков, правнуков. Я счастливая мать, бабушка и прабабушка!
А они все от всей души поздравляют свою «любимую ани и эби» с 85-летием, желают ей крепкого здоровья, счастья, безоблачных дней, душевного спокойствия и тепла.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев