Шешминская новь

Новошешминский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

«Уж так мы Васю жалели, так ждали!»

На публикацию «Может кто-то узнает среди пленных своих родных» откликнулись родные умершего в плену Василия Петровича Лазарева из Новошешминска.

На фото из немецкого концлагеря лагеря его узнала родная сестра Татьяна Петровна Атландерова. Василий Лазарев родился в 1921 году в Новошешминске. Служил в 314 стрелковом полку 46 дивизии. 9 августа 1941 года под Рославлем Смоленской области попал в плен. Их дивизия попала в окружение, в «котел». Находился в различных лагерях, последнее пребывание - Польша, г. Баркниевко, шталаг II H(302). Умер в плену 29 мая 1944 года.
- Всего нас у родителей было шестеро, - со слезами рассказала 88-летняя Татьяна Петровна. - Василий - старший, нас, четыре девочки и братишка, который родился, когда Вася без вести пропал, младшего назвали Васей в его честь. Когда в мае 1941 года старшего брата забрали в армию, мы успели получить от него два письма. «Мама, как я соскучился по вашим вкусным лепешкам», - писал он в первом. И буквально через несколько дней пришло второе письмо с фотографией Васи в военной форме: «Мама, ничего высылать не надо, вы и сами знаете, что стряслось...- война!»
- У нас в семье никого такого не было, как он, - заплакала Татьяна Петровна, - Такой умный был, такой хороший, такой воспитанный. Сроду никогда не ругался, не курил, вина не пил. Сколько раз мужики на работе зазывали «Вася, айда, поддержи компанию». Он отказывался: «Я вино не могу». И на деревенские посиделки не ходил, скромный был. Мама ему все говорила: «Вася, ну сходи, с ребятами, девчатами разгуляйся немного». А у нас сестра Шурка была уж больно бойкая, палец в рот не клади, и он отвечал «Мама, я не пойду, Шурка там будет ругаться, и мне будет неловко».
Но однажды перед армией он все же там побывал. На посиделках соседская девушка Зоя Ведякина подала ему выпить ковш воды. Хотя она была намного его старше, но такая симпатичная, круглая и ладная. На другой день утром он объявил родителям: «Папа и мама, а я женюсь». После школы Вася выучился на тракториста в Лаишево, начал работать в колхозе. Отец говорил ему: «Сынок, работа эта уж больно тяжелая». Он в ответ: «Ничего папа, ничего. Я выучился, теперь самостоятельный и буду работать, вам помогать, девчата ведь растут». Работящий был, умелый, с техникой управлялся легко. Помню, подъедет лихо к дому, мать ему: «Вася, ведь угол сшибешь», а он так ловко развернется, и… техника уже на приколе. Нас, сестренок очень опекал, как старший брат, воспитывал. Когда в армию уходил, наказывал: «Слушайтесь мать».
После второго письма от Василия больше не было никакой весточки. Что он умер в плену и дату смерти, Татьяна Петровна узнала из нашей газеты. Но слух о том, что он попал в плен, до родных Василия в войну все же дошел.
- Однажды к нам домой приехал его товарищ, они вместе служили. Он и сообщил, что Вася в плену. Папа очень расстроился и пошел на двор. А я за ним. Смотрю, он веревку подвесил. Я как подбежала, как дернула его изо всей силы, как закричала: «Папа, миленький, не надо!». Все выбежали на крик. Товарищ Васин и говорит: «Дядя Петя, не переживай так, ничего не поделаешь, ведь война, а может жив останется, освободится». Уж так мы Васю жалели, так жалели! Ждали очень сильно, да так и не дождались. Как газету принесли о нем, я три дня ревела, не могла успокоиться…
Кстати, род Василия продолжился. В армию он ушел через месяц после свадьбы, и в 1942 году у него родился сын Николай. Но он даже не узнал о том, что станет отцом. Не узнал Василий, что отец в войну работал на заводе в Казани, что Шурка в 1942 году ушла на фронт санинструктором, и через 2 года была комиссована по тяжелому ранению , что жилось матери, оставшейся дома с четырьмя детьми, очень тяжело.
Его сын Николай создал семью, воспитал дочь и сына. Лет семь назад его не стало, жена тоже умерла. На стене среди других семейных снимков у Татьяны Петровны висит их свадебное фото. Дети Николая живут в Нижнекамске, внук Роман (правнук Василия Лазарева) - в Санкт-Петербурге, недавно женился. Связь с ними Татьяна Петровна поддерживает. Зоя после войны уехала жить в Саратов, где вышла замуж за военного летчика, умерла там же.
Сейчас Татьяна Петровна проживает вместе с дочерью Клавдией Ивановной в своем небольшом аккуратном домике по ул. Гагарина. В нем сделан современный ремонт, есть горячая вода, все городские удобства. Это старается внук Андрей, сын Клавдии. Он тоже живет в Нижнекамске. Татьяна Петровна - инвалид 2 группы, передвигается на коляске, у Клавдии Ивановны тоже здоровье недавно пошатнулось, сейчас она на реабилитации. Поэтому Андрей навещает их постоянно. Татьяна Петровна рассказала очень много интересного о своем детстве, о довоенной и послевоенной жизни, о детях, внуках, правнуках, но об этом, даст Бог, мы подробнее напишем через год - на ее 90-летие.
Ольга ИВАНОВА.фото автора

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев