Шешминская новь

Новошешминский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Выяснилась судьба еще одного нашего земляка - погибшего на войне Новошешминца Николая Шабрамова

Более 70 лет минуло с войны, но ежегодно мы открываем новые имена, новые подвиги солдат Великой Отечественной.

О судьбе одного из них, нашем земляке, мы узнали совсем недавно. Новошешминец Николай Яковлевич Шабрамов воевал воздушным стрелком-радистом в летном полку и погиб в самом начале войны. Но оказалось, что имени его нет ни в «Книге памяти», ни в списках погибших на мемориальных стелах в родном селе..
Это случайно выяснила его племянница Нина Степановна Абражеева. Она родилась и выросла в нашем селе, сейчас живет в Иркутске, на пенсии, но каждый год приезжает сюда к матери. Однажды задалась целью найти сведения о родных-фронтовиках на родине, но имени дяди Николая нигде не нашла. Тогда она решила это поправить, и в очередной приезд с документами обратилась в Новошешминский военкомат. Там все проверили. Оказалось, так случилось потому, что Николай Шабрамов призывался на фронт не отсюда. Но теперь все поправят, и к 9 мая на стеле погибших за родину земляков появится еще одна фамилия.
Мы побывали в гостях у родной сестры Николая Шабрамова Марии Яковлевны Чесноковой и ее дочери Нины Степановны. Они рассказали, что Шабрамовы - корнями из Новошешминска, но в 1929 году семья перебралась на жительство в д. Елховка. Уже потом, в 60-70-х годах, когда жители Елховки и Сосновки массово переселялись кто куда, они вернулись обратно, купили дом, в нем Мария Яковлевна живет и сейчас. У отца Якова Васильевича и матери Евдокии Яковлевны было десять детей: Иван (1911), Василий (1914), Николай (1918), Антонина (1926), Мария (1929), остальные умерли в детстве. Мария Яковлевна хорошо помнит, что у Николая было очень сильное стремление к учебе.
Способный парень любил учиться, после школы-«семилетки» поехал сдавать документы в Чистопольский рабфак. Но там нужен был аттестат о среднем образовании, и его не взяли, тогда упорный юноша окончил 10 классов и все-таки поступил. Летом работал дома в колхозе, а остальное время учился. В 1939 году его призвали в РККА, служил в Севастополе. Через полтора года, как раз перед войной, Николай приезжал домой на побывку. «Отец нашел подводу, чтобы вести обратно в Нурлат на станцию, мать собирает Николая, пельмени варит, я лежу на печке, - вспоминает Мария Яковлевна, - Николай говорит нам: «Только, чур, не плакать, а то я не поеду или вообще незаметно уйду ночью. Вот отслужу, вернусь домой с гостинцами, всего вам накуплю, маме, Тоне и Машеньке всяких нарядов привезу». Отца мучили дурные предчувствия: только тронулись в путь, ему стало нехорошо. Заехали в Новошешминск к Ивану (тот уже жил отдельно с семьей), он попрощался с сыном, и дальше на станцию повез Иван. Главные слова Николай смог сказать только брату: «Нынче видно придется с врагом помериться силой». Они крепко обнялись, чувствуя, что возможно видятся в последний раз.
Николай писал из армии письма. Когда случилась война, посылал домой телеграммы, что жив и здоров, а в одной из них было написано: «Погибну, сообщат». И вот однажды семья получила маленькую посылку, а в ней небольшой чемоданчик с его личными вещами, письмами, семейными фотографиями…..и сразу все поняла. Ее выслал однополчанин Николая, выполнив последнюю просьбу друга.
Младший сержант Николай Шабрамов воевал в 81-м дальнем бомбардировочном авиаполку 50 авиадивизии, т.е. летчики летали бомбить в глубокий тыл врага. 29 сентября 1941 года их самолет не вернулся с боевого задания. Воевал Николай Шабрамов всего 3 месяца и 7 дней, но за героизм и отвагу награжден Орденом Красной Звезды. Каким отважным был, написано в наградном листе: «За время боевых действий тов. Шабрамов имеет 18 боевых вылетов с боевым налетом 75 часов по мотомехчастям и живой силе противника без прикрытия истребителей.
С исключительной любовью относится к вооружению, его пулеметы не знают отказов и задержек.
Бой ведет смело, хладнокровно и решительно. Внимательно следит за воздухом, не подпуская близко вражеские истребители. Отлично знает силуэты самолетов, как наших, так и противника.
30 июня 1941 года при полете в районе Ровно и Дубна тов. Шабрамов, обнаружив большое скопление живой силы и зенитных точек противника, по своей личной инициативе открыл ураганный огонь из пулемета, уничтожив две «зенитки» и нанеся большое поражение живой силе врага. 10 июля 1941 года в районе Житомира был атакован звеном немецких истребителей. Меткими пулеметными очередями тов. Шабрамов, отразив нападение истребителей на свой самолет, пошел на выручку своим товарищам, сбил один истребитель неприятеля, обратив остальных в бегство….»
Матери после войны назначили 50 рублей пенсии за погибшего сына, умерла она в 1949 году. Чуть ранее, через 3 года после гибели сыновей (Иван пропал без вести в феврале 1942 года) от пневмонии умер отец. Сын Василий воевал на Дальневосточном фронте, вернулся с войны, прожил 86 лет.
Труженица тыла Мария Яковлевна в войну работала в колхозе помощником комбайнера, (сестра Тоня была трактористкой). С мужем Степаном воспитали четверых сыновей и дочь. У них династия механизаторов, отец и все сыновья работали на комбайнах. Сын Николай погиб в армии в 1972 году, Святослав после службы стал военным, дослужился до капитана, умер в 2009 году. Два других сына живут в Нижнекамске, часто навещают, дом ухожен, в Новошешминске родственники помогают.
Сведения о воевавших родных Нина Степановна с внуками разыскала на Интернет-сайтах «Мемориал», «Подвиг народа». Сама она и ее родные чтят их память, а 9 мая со всеми россиянами участвуют в параде «Бессмертный полк».
Ольга ИВАНОВА.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев