Шешминская новь

Новошешминский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Наша история

Краткая история села Чувашская Чебоксарка (со дня основания и до 1917 г.).

Первоначальные сведения о деревне Новопоселенной Чебоксарке сотни Никиты Афонасьева Зюрейской дороги Казанского уезда содержатся в сказке третьей ревизии поданной 5 июля 1762 г. В ней написано: «Лист 615. 1762 году июня дня Казанскаго уезду Зюрейской дороги Абдрезяквой сотни Калеева а ныне правит сотник новокрещен Никита Афонасьев деревни Новопоселенной Чебоксарки ...

     А именно:

Казанскаго уезду Зюрейской дороги в деревне Новопоселенной Чебоксарки перешед в оную деревню поселяне оной же сотни из села Савруши, что была деревня Нижние Савруше поречке Адаму, Михедерово тож, в бывшую ревизию написанные в той деревне ясашные чуваша поселились на порожную землю…».                                                             

  Из этой  сказки следует, что первоначально в деревне новопоселенной Чебоксарке жили 12 душ мужского пола, а к моменту проведения третьей ревизии количество душ мужского пола увеличилось до  44 человек. В сказке третьей ревизии стали указывать и женский пол. Во время проведения этой ревизии в деревне жили 29 душ женского пола.

Анализ разных архивных источников (сказки второй ревизии д. Чебоксарки, где жили служилые татары; сказки третьей ревизии д. Новопоселенной Чебоксарке; сборника профессора Д.А.Корсакова, разных карт) показал, что деревню новопоселенную Чебоксарку основали после второй ревизии государственные ясачные чуваши из села Савруши, к которым чуть позже перешли несколько чуваш д. Миткиной Зюрейской дороги. Первоначальное название деревни произошло от названия речки Чебоксарка. Позже в документах название этой деревни стали писать «деревня Чебоксарка».

   Основными занятиями чуваш были хлебопашество и скотоводство.

  Чуваши верили в доброго Всевышнего Бога – Ҫӳлти Турра. Среди учёных, работающими с тюрко-монгольским материалом есть исследователи, считающие, что чувашское название Турă образовано от старотюркского названия божества Тangri. Однако привлечение более широкого круга источников дает повод рассуждать иначе. Наиболее древней фиксацией основа Тangri считать первый век до нашей эры - это название неба на языке сюнну. 

      Два раза в год они  делали жертвоприношение Керемети.

     Чуваши  соблюдали ваттысен йăлы йĕркисене. В быту они использовали свой природный календарь.  

В 1775 году после Пугачёвского восстания в России произошла губернская реформа. Количество губерний увеличилось до 50. Губернии разделили на уезды. В каждой губернии проживало примерно от 300-400 тысяч мужских душ, а в уезде – 30-40 тысяч. Губернию по-прежнему возглавлял губернатор, назначавшийся сверху, а уезд -  капитан-исправник,  выбиравшийся местным дворянством.

 В 1781 году после крестьянской войны по новому «Положению о губерниях 1775 г.» было образовано Казанское наместничество в составе 13 уездов: Казанского, Свияжского, Арского, Лаишевского, Мамадышского, Чистопольского. Спасского, Тетюшского, Царевококшайского, Чебоксарского, Козьмодемьянского, Ядринского и Цивильского.

   Село Архангельское переименовали в город Чистопольск (ныне г.  Чистополь). Он стал центром Чистопольского уезда.

Согласно данным приводимым профессором Д.А.Корсаковым в сборнике «Материалы истории Казанского края в XVIII в.» (1780-1783 гг.), часть 4 «Ведомость наместничества Казанского» на территории Чистопольского уезда при речке Чебоксарка значится: «Деревня Новопоселенная Чебоксарка; ясашных чуваш  - 44 душ мужского пола».     

 В 1793-1803 гг. специалисты провели Генеральное межевание Чистопольского уезда Казанского наместничества с 1797  г. Казанской губернии. Чистопольский уезд разделили на 217 земельных дач.  В состав дачи № 80 входили 12 селений.

Согласно «Экономическим примечаниям к планам Генерального межевания» Чистопольского уезда (конец XVIII в.– начало XIX в.), где приводятся данные на момент пятой ревизии (1794 г.),  в деревне Чебоксарка значатся: «ясашных чуваш крещеных» - 12 дворов) 66 мужского и 68 женского пола душ; «некрещеных» - 13  дворов, 54 мужского и 81 женского пола душ [26].        

В 1797 году Казанское наместничество переименовали в Казанскую губернию.

         

                                                                                  

             

                                    

                      Чебоксарка. Фрагмент исторического атласа. 1800 г.

По закону Российской империи было разрешено исповедовать любую религию, лишь с той оговоркой, что её последователи признают царскую власть и существующие порядки. Однако  положение Русской Православной Церкви было более привилегированным. Поощрался переход в православие представителей другой религии. С этой целью велась большая миссионерская  работа.

В архивном фонде Казанской духовной консистории в клировой ведомости Христо-Рождественской церкви села Савруши Чистопольского уезда Казанской губернии за 1816 год имеются следующие сведения: д. Чебоксарка, дворов - 17, численность населения - 45, в 15 верстах (Основание: НА РТ. Архивная справка № 2039-т от 23.05.2014 г.).  

Чуть позже в документах название деревни Чебоксарка стали писать «деревня Чувашская Чебоксарка», т.к. в ней жили чуваши. Со дня основания и до сих пор чуваши её называют «Чăваш Шупашкар ялĕ» («деревня Чувашская Чебоксарка»). Слово «ял» в переводе с чувашского языка на русский язык означает слово «деревня».

В 1837 году по реформе Киселёва провели реорганизацию управления казённых (государственных) крестьян  с передачей их в ведении министерства государственных  имуществ. На местах создали палаты государственных имуществ и окружные управления. Округа подразделялись  на волости, а волости на сельские общества. Деревня  Чувашская Чебоксарка вошла состав Николо-Чебоксарского сельского общества Никольско-Чебоксарской волости Чистопольского округа.

В «Списке населенных мест Казанской губернии по сведениям 1859 г.» значится: в Чистопольском уезде Чувашская Чебоксарка,  деревня,  казённая, находится по торговому тракту из г. Чистополя в г. Бугульму,  по правую сторону этого тракта, при речке Чебоксарке. Расстояние от уездного города 32 верст, дворов - 32, число  жителей мужского пола – 93,   женского пола – 103.     

В  клировой ведомости Христо-Рождественской церкви села Савруши на 1965-й год по части священника Василия Пеньковского в деревне Чувашская Чебоксарка значатся: дворов - 32,  чуваш крещенных - 133  мужского и 114 женского пола душ,  в 12  верстах [23].     

Основой питания чуваш составляли хлеб, изделия из муки и крупы, и лесные и луговые съедобные растения, мясо домашних и диких животных.

  Трудоемкость полевых работ заставляла крестьянина и всех членов его семьи, кроме детей до 7 лет, и этих иной раз, выполнять кое-какую работу, трудиться из года в год, с раннего утра до позднего вечера. Особенно тяжело приходилось в весенне-летние месяцы, когда, не закончив одну работу, нужно было начинать другую.

Главным орудием труда при обработке земли у чувашей были соха. Основным типом бороны до середины девятнадцатого века у всех народов, живущих в наших краях, была плетеная борона. В более далёкие времена боронили вспаханную землю связками сучьев – «бороной-суковаткой». Такие бороны применялись для обработки участков освобожденных из-под леса.

С середины девятнадцатого века бороны стали делать из четырёхугольных брусьев с деревянными дубовыми,  а позднее железными зубьями.

Посев  производился вручную («выбросами»). Семена, предназначенные для высевания,  насыпали в лубяную корзину («сетово») или мешок, имевший сверху обруч, позднее пошли металлические «пудовики». Сетово вешали через левое плечо,  и сеятель разбрасывал семена по вспаханному полю. Эту работу выполняли опытные работники обычно старшие в семье.  

Закончив сев, начиналась прополка, затем сенокос, за сенокосом - уборка ржи, потом поспевали яровые культуры, а в августе начинался сев озимых культур для будущего урожая. Неслучайно крестьяне этот период называли страдой. В это время крестьяне сну уделяли не более 3-5 часов.

Рожь жали серпами, одинаковыми у всех народов края. Яровые культуры (горох, гречиха и овёс) косили косами,  для чего употреблялись обычные косы-литовки.

Снопы вязали и укладывали ихна поле змейками в змейки.

С поля снопы привозили на гумно, где часть хлеба сразу молотили, а в другую часть - укладывали в копны и скирды, однодонья,  из которых по мере необходимости брали зимой для обмолота.

Молотьбу производили цепями северовеликорусского типа.

Зерно просеивали через ала («сетово и кружало»), которое вешали под навесом или на специальной трёхножке и,  наполнив зерном,  вращали.                                                                                            

Размол зерна в малом количестве крестьяне производили на ручных мельницах, а в больших количествах - на ветряной мельнице.

Огородничеством в основном занимались женщины, им помогали дети. Огороды находились сзади надворных построек. В  огородах сеяли  всё, чем можно было прокормиться, небольшую часть занимал конопляник. Кантӑр (конопля) имело большое значение в жизни каждой крестьянской семьи.

   После окончания полевых работ мужчины, кроме повседневных домашних дел по хозяйству, зимой пилили лес для строительства домов, надворных построек и других объектов, занимались бондарным ремеслом, из разных пород деревьев изготавливали предметы быта, из лыка плели лапти и т.д., охотой, рыболовством и т.д.

    Во второй половине девятнадцатого века вместо гнездового способа расселения стали применять расселение по улицам – урам. Специалисты из города Чистополь составили план  деревни Чувашская Чебоксарка. На сельском сходе крестьяне утвердили его. А потом в соответствии с этим планом стали потихоньку изменять план деревни.

При въезде по просёлочным дорогам в деревню с разных сторон стояли Хир хапхи (Полевые ворота).

В 1880 году в деревне было 90 дворов. Об этом свидетельствует военно-топографическая карта 1880 года.

                                       Деревня Чувашская Чебоксарка [2].     

В 1880 году был неурожайный год. Все жители находились в бедственном положении. Много было смертей от голода.

В 1889 году в деревне Чувашская Чебоксарка Изгарской волости Чистопольского уезда Казанской губернии открыли смешанную,  одноклассную,  чувашскую школу грамоты. С 1896 года учителем состоял Евдоким Муртазин, окончивший курс в Саврушской второклассной церковно-приходской (учительской) школе. Свидетельство на звание «Учитель» не имел.

В школе обучались 26 учащихся. С  1900 г. детей обучал Леонтий Белов, окончивший курс в Саврушской второклассной церковно-приходской учительской школе. Учащиеся в 1906 г. 35 мальчиков в 1907 г. – 35 мальчиков в 1909 г. – 28 мальчиков.

В 1893 году был принят закон, ограничивающий право выхода крестьян из общины. Произошли изменения и в порядке передела земли в общине. По новому закону за передел должно было проголосовать не менее двух третей членов крестьянского схода, интервал между переделами составлял 12 лет.  Запрещалось также закладывать и продавать общинную землю.

Перемены в Российской империи, Казанской губернии усилили расслоение крестьянства. Ярче стали проявляться богатство одних и бедность других. Мерилом зажиточности являлось наличие в хозяйстве определённого количества лошадей, без которых невозможно был обработать землю. Безлошадный крестьянин стал символом сельской бедноты.

   Происходившие перемены подмывали общинные устои. Со временем обозначилось противостояние  двух типов крестьян: с одной стороны, приверженцев обычаям отцов и дедов, общине с её коллективизмом и социальной защищённостью, с другой – «новых» землевладельцев, желавших самостоятельно хозяйствовать.

         Многие крестьяне уходили на заработки в города. Длительная оторванность мужчин от семьи, приводила к усилению роли женщины не только в хозяйственных делах, но и в крестьянском самоуправлении. Меньше времени уделялось воспитанию детей и передаче им крестьянского опыта и семейных традиций.

В клировой ведомости Христо-Рождественской церкви села Савруши по части священника Мельникова Петра Ивановича в деревне Чувашская Чебоксарка на 1900-й год значатся: военных – 2 двора, 14 мужского и 11 женского пола душ; крещенных чуваш – 34 двора,  138  мужского и 100 женского пола душ;  некрещеных чуваш – 50 дворов, 176 мужского и 170 женского пола душ; в 12 верстах.     

 За покупками или продавать что-нибудь жители деревни Чувашская Чебоксарка Изгарской волости Чистопольского уезда Казанской губернии ездили на базары в село Савруши, соседнее село Никольское, город Чистополь и т.д.

Христорождественской церкви принадлежал в силу приговора Саврушского сельского общества базар, лавки и весы, находящиеся на церковной площади.

Лавки деревянные состояли из двух корпусов. В одном из них было 5 отделений для торговцев красными товарами. В другом корпусе  было тоже 5 отделений для торговцев мелочников.

Базар, лавки и весы в 1894 году сдали на 12 лет в арендное содержание Чистопольской мещанке Екатерине Никифоровне Шалыгиной с оплатой 200 рублей в год [24].

Летом 1914 года началась Первая мировая война.

10 октября 1917 года ЦК (Центральный Комитет) партии большевиков во главе с Владимиром Ильичом Лениным принял решение о подготовке вооруженного восстания.

24 октября 1917 года началось вооруженное восстание в Петрограде. В ночь на 26 октября состоялся штурм Зимнего дворца большевиками, временное правительство было арестовано. Революция победила.

Начался новый период в истории Чувашской Чебоксарки.

 

                      Материал из книги «Село Чувашская Чебоксарка» (Автор Мира Израт). 

 

 

 

 

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев