Настоятель Утяшкинского храма Михаил Ветошкин: «Церковь – мой второй дом»
В канун великого православного праздника Пасхи – наш рассказ о православном храме и его подвижниках.
Уже три года в селе Утяшкино красуется новая бело-голубая церковь. Она возведена в честь Казанской иконы Божией Матери на месте старого храма, построенного в 1874 году. В советское время в нем размещалась школа. Когда в 1993 году в селе построили новую школу, здание оказалось заброшенным
Восстанавливать храм начали в 2017 году по инициативе уроженца села, архимандрита отца Дорофея (Виктора Вечканова) - настоятеля храма в Москве. Утяшкины поддержали его идею. В это благое дело внесли свой вклад сам отец Дорофей, район, нефтяники, жители села. Об этом рассказал его активный участник, настоятель храма и председатель приходского совета Михаил Ветошкин. Назначен он был на эту должность Указом владыки Пармена на время строительства. Храм возвели, а простой мирянин Михаил так и остался при ней, взяв на себя немало других обязанностей по церкви - по доброй воле и безвозмездно.
Пока своего священника нет, службы раз в неделю проводит настоятель Архангельского храма отец Георгий. Его Михаил и привезет, и увезет на своей «Окушке», к службе все подготовит, а после сделает уборку: пропылесосит ковровые дорожки, протрет пыль и полы. Снег зимой вычистит прежде, чем у своего двора. Летом обкашивает территорию, ухаживает за цветами. Оплата за свет, газ и воду – тоже его забота и работа.
«Зимой два раза проверяю чердак обязательно, - говорит он. - Вдруг там снегом задувает, а по весне растает и потечет. За котлами слежу, зимой утром и вечером приезжаю, вдруг заморозится!».
Сельский храм потихоньку обустраивается изнутри, и исключительно на пожертвования. Сделано многое: привезен алтарь, восстановлены клирос и Голгофа. Большой вклад вносят городские уроженцы села: жертвуют деньги, дарят иконы: Надежда Рябова, семьи Абрамовых, Нестеровых, Антоновых, Каяшовых. Четыре иконы подарены приходом деревни Горшково. Кто что может, несут в церковь местные жители: ковры, мебель. Многое привез из Архангельской церкви отец Георгий. В первый год, когда церковное убранство начало собираться, он снабжал храм всем, чем мог. Главную реликвию, настенную икону Николая Чудотворца неизвестного автора миллиметр за миллиметром восстановил иконописец из Москвы. Престол и подсвечники привез отец Дорофей. «Все помогают храму, дай Бог всем здоровья», - говорит Михаил.
Сам он тоже не сидит сложа руки. Из старых люстр, принесенных местными жителями, сделал два паникадила. Их не отличишь от настоящих, которые стоят очень дорого. Собрал из церковных бра, привезенных отцом Дорофеем. «Часть настенных светильников развесили, а четыре осталось, вот я их рожками паникадила и приспособил». Для икон Михаил сам делает обрамление – киоты. Покупает металлические профили, режет по размеру, напыляет золотой краской. Очень красиво получается, и не подумаешь, что самодельные.
Когда собрали звонницу, ему только раз показали, как звонить и поручили быть звонарем. Он взялся, кто, если не он? Искусству звона учится в процессе, полагаясь исключительно на слух и чувство ритма. Три пролета узкой крутой лестницы в звонницу юркий Михаил преодолевает в два счета: 65-летний пенсионер 9 лет отработал связистом в РУЭС и полазил немало по опорам.
Храму Михаил посвящает очень много времени «Ты скоро свой дом забудешь», - говорит жена Людмила. Но упрекает скорее так, ведь она ему тоже помогает печет просфоры к службам, поет на клиросе.
«Если утром я до обеда сюда не приду, не помолюсь, не приложусь к иконам, святыням, то дома уже ничего не могу делать, - признался Михаил. - Словно хожу сюда за благословением. Взял себе за правило: «Съезди в церковь, помолись, успокойся и принимайся за дела». Когда проверю, все ли тут в порядке, сразу успокаиваюсь. Для меня храм – мой второй дом. Мне здесь легче становится, он вселяет в меня новые силы».
От церкви, по его признанию, никогда не отрекался, как надел крестик после крещения, так больше не снимал. И в армию уходил с крестиком на шее, хотя и в советское время это не приветствовалось. Веру в бога с детства привили мама и бабушка.
Прилегающий к храму участок довольно обширный. С помощью нефтяников его распахали и засеяли люцерной, чтобы не рос сорняк, вдоль ограды посадили рябинку.
Пристрой к старой школе (сделан в 1969 году) отдали храму. Один класс заняли под котельную, другие три - свободны. Там собираются сделать трапезную с кухней и жилье для будущего священника. Но работы там еще непочатый край. «Чтобы полностью восстановить здание, надо миллионов восемь», - говорит Михаил. Но кровля, новые окна и входные двери в пристрое уже есть.
В храме нужны купель, пандус, перила на входе, специальные дорожки на ступени. А пока, чтобы прихожане не поскользнулись, зимой Михаил стелет ковровые.
Сам настоятель очень живой, общительный и беспокойный человек. Везде бегает, договаривается: то землю надо техникой разровнять, то люк заменить. Сам проехал по селу и организовал сбор пожертвований за работу иконописцу. Осенью ездит по дворам и собирает излишки овощей для епархии. Горячо болея за дело, умеет убедить, и ему идут навстречу. «Вот так кручусь-верчусь, - говорит он. – Но один бы я не справился. Мне помогают очень хорошо, особенно мой заместитель Михаил Александрович Борисов. Вся его семья поддерживает. Сыновья Валерий и Геннадий работают у нефтяников: то финансами подсобят, то технику подгонят. Еще один важным человеком Михаил назвал главного бухгалтера церкви Татьяну Горюшину. Она не только ведет учет, но и заведует свечной лавкой и выполняет обязанности прачки. Подвижники веры трудятся единой командой во благо храма. Поэтому Михаил редко говорит слово «я», больше «мы»: мы сделали, мы привезли, мы решили.
Но Михаил заведует не только храмом. Десять лет назад активисту села на сходе поручили должность смотрителя кладбища. «Успевать и там, и здесь тяжело, - признался он. - Попросил замену, но пока никого не нашли. Продолжаю работать, раз взялся, надо делать».
Свою работу в храме он называет «малой, но важной». «Я здесь и звонарь, и пономарь...а еще завхоз, истопник, дворник, уборщик - весь техперсонал. Мне отец Георгий так и говорит: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Так и будешь в церкви».
Тому, что утяшкинцы, наконец, обрели пристань веры, а он активно содействует в этом, Михаил очень рад. «Не только наши, но и жители других деревень заходят, если мимо проезжают. Признаются, что помолятся и сразу легче становится. Говорят, такая благодать в этом тихом сельском храме. И все земляки, если приезжают в село, обязательно сходят в церковь. Утяшкины ходят и детей причащать водят. Но беда, не все пока еще готовы к вере. Конечно, своего батюшки храму не хватает, а я-то здесь занимаюсь только хозяйственными делами».
Напоследок, показал, какую икону Казанской Божией Матери недавно установили на наружную стену – на ту, что к дороге. Увидел он такую на храме села Борки Нижнекамского района и загорелся идеей заказать ее для родной церкви.
Поделился мечтой с уроженцем села Сергеем Каяшовым. Тот узнал, что делают их в Пскове. Более того, Сергей сам заказал, оплатил и привез икону в Утяшкино как подарок от своей семьи. «Теперь у нашей церкви есть «лицо», - радуется Михаил, - с дороги видно в честь какой она иконы, кстати, одной из самых чтимых в Русской Православной церкви».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Комментарии
0
0
А как сейчас проходит работа по восстановлению храма в селе Утяшкино?
0
0