При ухудшившихся погодных условиях разметка не видна, однако камеры не настраиваются на нее, а фокусируются на конкретное место дороги.
Появление там автомобиля автоматически наказывается штрафом, даже если автомобили стоят по ободы в сугробах. К примеру, у светофора завалена стоп-линия или после снегопада полоса для автобусов превратилась в ледяной отвал, и транспорт вынужден уходить на правый поворот из второго ряда. Таких ситуаций не перечесть. Но самое частое нарушение связано с выездом на «встречку» на загородных трассах.
Порой автомобили протаптывают на дороге только одну колею. При появлении встречной машины транспортные средства тормозят и выползают одним колесом на снежный накат, оставаясь другим боком в одной из половинок колеи. Скорость падает примерно до 40-50 км/ч. А после разъезда участники движения вновь забираются всеми колесами на прочерченные дорожки. Бывает, что сотрудники ГИБДД за такие проделки вменяют водителям «выезд на полосу встречного движения» и грозятся лишением прав.
Формально это действительно нарушение. Если расчистить снег и посмотреть на разметку, то можно увидеть, что колея проходит посередине дороги и одно из колес действительно «нарушает». Руководствуясь здравым смыслом, однако, нарушение обнаружить трудно. Ведь другой-то дороги нет. Не поедешь же по сугробу. Однако некоторые сотрудники ГИБДД слишком формально подходят к делу, их приходится убеждать в собственной правоте.
«К сожалению, случаи подобных трактовок со стороны ГИБДД имеют место, - рассказывает Моржаретто. - Их приходится оспаривать. Порой можно отговориться на месте, в других же случаях приходится приходить в суд. Но в каждом конкретном случае решение представителей властей будет зависеть от множества факторов и приниматься индивидуально».
Пункт 9.1 Правил дорожного движения гласит: «Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств)».
Другими словами, если разметка не видна, то водители вправе сами определять полосу движения, на глазок разделяя дорогу на две половины. Если транспорт проложит колеи в обе стороны, немного отклонившись от первоначальной траектории разметки, то нарушением это считать нельзя, даже если на поворотах колея и пересекает на короткое время сплошную. В общем, если разметка не видна и скрыта снегом, то ее как бы и нет.
Однако пункт 4.4 ГОСТа Р 52289-2004 гласит: «На участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима или не может быть своевременно восстановлена, устанавливают соответствующие по значению знаки».
Поэтому при движении в снегопад следует внимательно смотреть на дорожные обозначения. Знаки зачастую дублируют разметку. К примеру, в городе знаки движения по полосам определяют точное расположение полос.Обозначены и автобусные «выделенки».
На загородных трассах сплошную разметку обычно распознают по знаку «обгон запрещен». Если он есть, то лучше действительно остерегаться покидать свою половину дороги, даже если колея и ведет в сторону. Штраф будет правомочен.
Нет комментариев