Шешминская новь

Новошешминский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
К 78-летию Победы

Нерушимое фронтовое братство

Воспоминания своего отца-фронтовика записала врач-терапевт Новошешминской ЦРБ Нурия Билалова

Мой отец Билалов Нуртдин Нуриахмедович был мобилизован на фронт в январе 1943 года. Служил танкистом – радистом, дополнительно выполнял обязанности переводчика, так как в совершенстве владел разговорным немецким языком (результат дворовой дружбы с поволжскими немцами).

Воевал он в 170 танковой бригаде в составе 8-ой гвардейской армии под командованием маршала Василия Чуйкова. Имел 4 боевые награды: «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и «За Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне».

Мой отец был общительным и приветливым человеком, легко заводил дружбу с солдатами разных национальностей, но откровенно говоря, очень скучал по своему родному татарскому языку.   Как приятно было для каждого солдата говорить на своём родном языке, а если ещё и  с земляком спеть песню – это отдушина, которая растопит твердое солдатское сердце и усладит его душу. Но так получалось не всегда.

Случалось, если  какой-нибудь незнакомый солдат говорил «салам» вместо «здравствуйте»,  его направляли к моему отцу.  А сообщали ему об этом шутливо: «Билалов, к тебе пришёл брат славянин».

По рассказам моего отца на фронте все национальности заслуживали большого уважения, все они были славными бойцами и хорошими товарищами. Восхищались туркменами, азербайджанцами, узбеками, которые были умелыми воинами и мастерами своего дела будь то разведчик, шофер или артиллерист. Хвалили их и за мастерство из простого риса приготовить очень вкусную солдатскую кашу (как я теперь понимаю они готовили плов).

Особо восхищались якутами и тувинцами, которые метко стреляли. Между собой солдаты называли их мергенами. Это были знаменитые снайперы, но характер у них был с гонором. Эти искусные охотники и меткие стрелки отказывались носить солдатскую форму, а одевались как им было нужно и удобно, так как им приходилось подолгу лежать в холод в засаде. На ногах они носили не сапоги и не валенки, а предпочитали свои унты, сшитые из медвежьей или тигриной шкуры.

За такими снайперами охотились фашисты и пускали по их следу своих овчарок, но они ни в какую не хотели брать след, а пугливо поджимали хвосты и скулили, так как чуяли только запах хищника.

День Победы мой отец встретил на Эльбе, где произошла знаменитая встреча наших солдат с американцами.  Мой отец тогда впервые увидел негра - тоже танкиста. Вначале подумал, что это испачканный сажей танкист и дал ему своё хозяйственное мыло, чтобы он умылся.

 На что его американские сослуживцы дружно захохотали и стараясь объяснить, что это такой человек «нигер», а для пущей убедительности бесцеремонно расстегнули ему ворот рубашки и обнажили ему такую же чёрную грудь.  Чернокожий солдат явно смутился, но мой отец сказал ему: «Ты тоже камрад, и это наша общая победа над фашизмом». В ответ на это чёрный танкист поделился с моим отцом американской жвачкой с мятным вкусом.

Мой отец демобилизовался в 1949 году, а до этого находился в Западной Украине, где пришлось сражаться с украинскими нацистами и бендеровцами, которые в жестокости своей не уступали немецким эсэсовцам.

 По рассказам моего отца война - это самое страшное бедствие человечества. А выживали они благодаря самоотверженной поддержки друг друга, тёплому братскому плечу «сам погибай, а товарища выручай».

Отец был дважды ранен, лежал в госпитале, и каждый раз с поля боя его выносили товарищи.

Вот такое оно боевое нерушимое братство народов великой России.

#МойГеройМоясемья

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев