Живет в Чувашской Чебоксарке Лапшова Наталья Прокопьевна, которой в феврале этого года исполнилось 94 года. Она знает о войне не заочно: молодой девчонкой она прошла ее с 1941 по 1945 год.
Воспоминания далеких лет Натальи Прокопьевны ясны, будто это было только вчера:- В 1941-м я закончила десятилетку в Савруше Аксубаевского района. Вернулась домой радостная с аттестатом в руках, а мама мне говорит: «Дочка, война началась». Для моего сознания эти слова дошли, а до сердца нет. Они дошли только потом, когда на фронт стали призывать мужчин, парней, а вскоре и мне повестка пришла. Из дома увезли в село Каргали, оттуда в Казань, а потом поездом в Мурманск. Мы вместе с двумя девочками - татарочками из нашего района попали на Ленинградский фронт. Одну сразу в медсанчасть направили, а нас определили на кухню. Автомата в руках я не держала, но много видела раненых и погибших ребят. Сейчас, читаю газету: на Украине все «воюют», власть делят, не живется им спокойно в такое то прекрасное время.
Я после войны почтальоном работала 20 лет, носила огромные сумки с корреспонденцией, даже в соседние деревни пешком ходила, теперь все на транспорте ездят, а газеты сейчас почти никто не выписывает - телевизор смотрят, письма не пишут - по телефону разговаривают. Почтальонки в сумках вместо газет и писем товар носят на продажу: почта же тоже должна как-то выживать. Я телевизор тоже смотрю, но больше люблю читать. Мне, как ветерану, бесплатно выписывают газеты и даже «Чаян». Как хорошо жить-то стало. Государство жильем новым обеспечило. Поначалу мы квартиру в городе купили, только не смогла я там жить, ведь я деревенская. Теперь вот строим дом здесь - рядом со старым. Государству на меня одни расходы.
Наталья Прокопьевна рассказала мне о своем покойном муже - Тимофее Васильевиче Никитине.
- Хозяин мой рано умер - в 86 лет. А бывало, хвалился: мы с тобой до ста лет проживем! Он тоже ветеран войны, пришел с фронта инвалидом в селе работал заведующим клубом. Я всегда жила спокойно за свою семью, муж был замечательный, никогда не обижал меня. Дети у нас хорошие, их у нас семеро. Когда они подросли, стали нам с отцом помощниками по хозяйству, да и по работе тоже: бегали в соседние деревни, носили почту вместо меня, и в клубе отцу помогали. Да и сейчас меня не бросают: с тех пор как умер Тимофей, я одна не бываю. Сын Анатолий как раз только что вышел на пенсию, так он и переехал из Нижнекамска в село. Валерий, Аля, Владимир, Галина, Тамара и Григорий тоже постоянно нас со своими детьми и внуками наведывают. Всего у меня 11 внуков и пять правнуков.
Баба Наташа всех их назвала по именам. Затем она вспоминала имена и фамилии однополчан, командиров, рассказывала, как жили после войны, кто руководил сельским хозяйством в их селе, о своих подругах и односельчанах, о нынешнем руководителе села. И о каждом, о ком вспоминала эта мудрая женщина, она говорила уважительно и с любовью. Не зря даже молодые односельчане отзываются о ней также уважительно.
- Тетя Наташа - замечательная женщина, никто не скажет про нее, чтобы она кого-то осудила или о ком-то посплетничала, - рассказала нам продавец Валентина.
- Душа - человек. И дети у нее хорошие, добрые, заботливые, - говорит ее подруга Нина.
Наталья Прокопьевна довольна своей судьбой и не жалуется ни на что, вот только мечтает хоть немного пожить в новом доме, а в назначенный час умереть «не належавшись, чтобы детей не мучить».
Лариса ФЕДОРОВА
Нет комментариев