За годы войны в Афганистане с 1979 по 1989 год на его территории в решении вооруженных конфликтов принимали участие 39 новошешминцев.
Не все наши земляки вернулись с той войны живыми: урганчинца Виталия Норкина родные встретили в цинковом гробу (сейчас его семья проживает в Нижнекамске). Сегодня и из тех, кто вернулся домой на своих ногах шестерых уже нет. Из живущих многие нашли свое место в других городах и весях России. Прошло 25 и больше лет с тех пор как для наших ребят закончилась эта война в чужой стране, но память неумолимо будет нести их в события тех лет.
Вот как о них вспоминают сержант Николай Суслов и старший сержант Сергей Павлов.
Николай Суслов родился и проживал в Сл. Екатерининской, призван в армию в 1984 году, полгода проходил «учебку» в Ашхабаде, потом полтора года служил в самом сердце Афганистана (в Кабуле).
- Родным долго не решался написать правду о месте своей службы: не хотел их расстраивать, - признается Николай. Сам же я никогда не думал о возможности погибнуть от рук «духов», хотя смерть ходила рядом. Погибали ребята, целыми изводами погибали, - вспоминает Николай. - В составе роты, будучи зам.комвзвода мы ходили на выручку другому взводу, попавшему под обстрел. Из тех 25 солдат в живых осталось пятеро, троих тяжело раненых мы доставили в госпиталь.
- Самыми трудными для советских солдат были первые годы войны, тогда "духи" по ночам вырезали целые взводы солдат. Потом мы научились быть настороже. И все же, например, моего друга Геннадия Есина, который сейчас проживает в Чистополе, ранило и и он остался без руки. Война есть война, как ни тяжело ее вспоминать, но часто мысленно мы вновь возвращаемся к ней.
Сейчас Николай Суслов проживает в Новошешминске, как и многие его товарищи работает, несмотря на инвалиность, ведь пенсия не велика (чуть более двух тысяч - пособие от государства получают участники афганской войны). А у него семья - двое сыновей, в деревне живет старенькая мать.
Сергей Павлов - новошешминец, он призывался в армию в ноябре 1987 года. Прошел учебку в городе Термез, а оттуда на самолетах их перебросили в Шиндант. В его служебные обязанности входила охрана аэродрома.
-В самих боевых действиях я не участвовал, но обстрелы аэродрома происходили. Днем к аэродрому часто приходили люди в гражданском, пытались с нами говорить, что-то высмотреть, разузнать. Человек он и есть человек, как распознать, кто стоит напротив тебя - боевик или просто хороший человек? - рассказывает Сергей. А наши летчики каждый день летали на самолетах, а мы с тревогой их провожали и с нетерпением ждали их возвращения. Только когда последний самолет сядет на полосу - тревога исчезала: ведь это наши - советские ребята и они могли бы не вернуться. Но на моем сроке службы такого, к счастью, небыло.
- Сергей, когда узнал, что будешь служить в Афганистане, о чем ты подумал?
- В певую очередь подумал о матери, об отце и сестренке. Они боялись за меня, часто писали письма, переживали, но я успокаивал - ничего со мной не случится. Спустя два года я вернулся домой живым. Женился, у меня двое детей.
- Чем занимаешься сейчас?
- Открыл было свое дело, но "задушили". Инвалидность недавно сняли, хоть и здоровьем не блещу, но работаю.
Николай Суслов и Сергей Павлов вернулись домой и у каждого на груди по две медали: "За отвагу" и "Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа". Медали "70 лет Вооруженным силам СССР" они получили уже дома. Бывшие воины-интернационалисты - люди не многословные, многого не говорят нам, не знавшим войны. Но им есть о чем поговорить между собой. В любое время они поддерживают связь между собой и знают, что могут друг на друга положиться.
Лариса ФЕДОРОВА
На снимке: Алексей и Николай: их встречи не часты, но приятны. Фото автора.
Нет комментариев