Шешминская новь

Новошешминский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Семья

Зайнаб Зартдинова: «Хорошо в Акбуре летом»

25 апреля Зайнаб Шарифулловна Зартдинова из села Ак Буре - одна из немногих долгожителей в районе, отмечает свой 90-летний юбилей. В канун юбилея мы побывали у нее в гостях и узнали много интересного из ее жизни.

- Мне было 17 лет, когда началась война. Многих мужчин, в том числе и моего брата Халиуллу забрали на фронт. Их рабочие места в поле и в животноводстве заняли мы - молодые девчонки. Я почти всю войну работала конюхом. Было очень тяжело, как и всем, кто понимал, что идет война, и что твои родные могут не вернуться домой. Так и получилось. Война закончилась, и не все солдаты вернулись домой, среди них и мой брат - он погиб под Смоленском, оставив сиротами двоих детей, - всплакнула по брату Зайнаб апа.
Уже повзрослевшие за годы войны женщины, вместе с возвратившимися с войны мужчинами поднимали колхозное хозяйство. Зайнаб - бывшая Тухватуллина - ухаживала на ферме за быками, лобогрейкой собирала в поле урожай. В 25 лет вышла замуж за односельчанина - Габдуллу, который вернулся с войны живым, хотя и не совсем здоровым.
- Габдулла нашел себе работу в Красном Октябре, там мы снимали дом, там родилась у нас дочь Закия. Три года мы были счастливой семьей, работали в совхозе, воспитывали 11-месячную дочь. И вдруг Габдулла умирает. Хозяин дома - старик, сразу же отказал мне в жилье. И тогда мне пришлось вернуться в Тат. Волчью (так тогда называлось село Ак Буре).
Одна с малой дочкой на руках Зайнаб поселилась в старом доме родителей покойного мужа, да так и тянула свою тяжелую долю одна. В деревне жить и в благоустроенном доме трудно, а тут дрова запасти, печку топить надо, воду издалека таскать. Да и в окна, в двери - отовсюду дует зимней стужей: успевай только латать дыры. При всем при этом Зайнаб и не пыталась найти себе опору в виде другого мужа. Не принято было раньше вдовам заводить новые семьи, тем более в татарском селе. Как ни пыталась Зайнаб сделать счастливой свою дочь, - этого ей не удавалось. Девочка росла, и всегда мечтала поскорее уехать из села. Уехать в город, где нет сугробов, темных ночных переулков и зимних завываний вьюги под окном. И как только Закия окончила десятилетку в соседнем селе Русская Волчья, сразу уехала в Бугульму, где выучилась на бухгалтера.
- Я всю свою жизнь прожила в деревне и не знала что такое городская жизнь, а потому считала, что и Закия должна жить дома, со мной. Должна выйти замуж за паренька из местных. Не пускала ее от себя, плакала, умоляла. Но дочь не послушалась, сказала: «Выучусь, буду работать, заберу тебя к себе».
Слово, данное матери, Закия сдержала: как только стала самостоятельной, позвала мать к себе. Но Зайнаб, погостив недельку - другую у дочери в городе, возвращалась домой. Ведь с селом Ак Буре связана, пусть даже трудная, но ее жизнь. Другой жизни она не знала, а поэтому считала себя счастливой.
Вот сейчас, уже довольно в пожилом возрасте, получив от государства помощь как вдова ветерана войны, Зайнаб Зартдинова, прислушалась к доводам дочери: «Я в деревню не вернусь, внучки (их трое) тоже обжились в городе. Зачем тебе одной новый дом в селе?»
Решили купить жилье в Казани, где проживают внучки и дочь. Теперь кое-как перезимовав в городской квартире, к весне Зайнаб апа вместе с дочкой Закией, как птицы спешат домой, в свое родное гнездышко.
- Зимой здесь скучно и тревожно. А вот летом я и ко двору выйду, и в окно посмотрю, и односельчанки ко мне приходят, теперь правда только молодые, потому как ровесниц моих больше нет. Это только мы - Тухватуллины - долгожители. Вот моя соседка Мунавара Нуриева, она работает библиотекарем и часто заходит к нам, книги принесет, поговорим, вспомним ее родителей. Часто меня наведывает соцработник Гузель Нурхаметова, очень хорошо помогает во многом. Я в своем селе живу и любуюсь своим садом, радуюсь урожаю, который Закия выращивает на нашей землице. Мне здесь хорошо, - говорит довольная своей жизнью Зайнаб.
- А как дочь, не рвется в город? - спросили мы у самой Закии.
И по ее улыбке в адрес матери можно догадаться: она скучает по городу, но потихоньку вновь привыкает к деревенской жизни. «Но, чур, только летом!».
Лариса ФЕДОРОВА

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев