15 мая встретила свой 90-летний юбилей Петровичева Анна Адамовна.
Боевая, красноречивая Анна Адамовна встретила корреспондента приветливо, но не совсем доверчиво: «А что обо мне писать? Жила как все. Хвастаться нечем».
-И не надо хвастаться. Просто расскажите, что Вам запомнилось, о чем чаще всего вспоминаете?
О Сосновке, - был быстрый ответ. - Лучше места я не знаю. Там я родилась. Была старшей в семье, младшие два брата и сестренка были на моем попечении, так родители с утра до ночи были в работе. И все равно до нового урожая еды в доме не хватало. Бывало, чуть оттает земля, я пошлю мальчишек на прошлогоднее поле картошку искать. Самой неохота было мне в мерзлой земле ковыряться. Вот я и хитрила, вы, мол, накопаете, а я - сварю. Слаще той картошки мы и не ели ничего.
Четыре класса школы Аня окончила, потом работала вместе со взрослыми женщинами в колхозе, любую работу выполняла: там, где истощенные лошади падали, работали женщины и девчонки. Например, закрывали землей граблями посеянное зерно.
- Много и тяжело работали во время войны. И все-таки я ни в какую не хотела уезжать из своей деревни. И даже когда нас забирали на торфяные работы, я опять же схитрила и вместо себя младшую сестру отправила. Но она сама хотела ехать, наверное, думала, что там легче будет. А я уже тогда предполагала, что лучше родного дома места нет, - рассказывает сегодня юбилярша.
Но участь покинуть дом не обошла ее стороной: 9 мая 1945 года, когда на каждой станции, в каждом населенном пункте, счастливые люди кричали: «Победа!», «Победа!», Анна с подругами уезжали из дома.
Поехали мы на работы в лаптях, а приехали через полгода чуть ли не босиком, и истощенные. Дома отдыхать долго не пришлось: тут же меня послали ухаживать за колхозным скотом. А у меня вилы из рук падали. Даже платка не было у меня. Но дом есть дом. Кругом родные люди. Попросила у тяти 30 копеек на платок, и очень радовалась, когда он мне их дал.
В 1955 году Анна вышла замуж, но вместе с мужем прожили они недолго, вскоре он умер, оставив безотцовщиной свою дочь. Замуж Анна больше не выходила, да и не думала об этом. Воспитывала Любашу, строила дом пятистенок, скотины полный двор держала, работала в колхозе и конюхом, и свинаркой, и телятницей, выплачивала ссуду, кормила и одевала дочь. Люба росла послушной, но была у матери одна большая забота: в любую погоду она возила на лошади ее в школу в Новошешминск и забирала обратно. Потом, правда, трактор выделили. Но школу Люба окончила хорошо, получила дальнейшее образование в Казани. Там живет и до сих пор работает мастером на заводе. Ее там ценят и уважают.
Сама же Анна Адамовна свою первую награду - медаль «За успехи в народном хозяйстве» получила в 60-е годы. Потом их было еще несколько. Все медали Анна Адамовна бережно хранит. Не растеряла их и в связи с нежеланным переселением из родной Сосновки в Новошешминск.
Долгое время Анна не могла свыкнуться с четырьмя стенами в двухэтажном доме со всеми удобствами: тепло, вода горячая и холодная. Не радовало ничего.
- Среди ночи проснусь и реву, домой хочу. И на пустующее после сноса дома пазьмо в Сосновку чуть ли не каждый день ходила. Теперь привыкла. И эту квартиру называю своим домом. Дочь зовет меня к себе в Казань, у нее свой дом просторный, большой приусадебный участок. Поживу у нее месяц-другой, а потом говорю: «Хочу домой!». Возвращаюсь в Новошешминск, и непременно прошу отвезти меня в Сосновку. Даже часок побуду на родной земле и будто заряжаюсь энергией. Так мне хорошо становится!
Воистину по настоящему человек может быть полностью счастлив только на своей родине, в том месте, где он родился и вырос, где прошли годы его юности.
Лариса ФЕДОРОВА
Нет комментариев