Шешминская новь

Новошешминский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

История татарских деревень: село Простые Челны

История этого села во многом близка с историей других татарских сел Новошешминского района. В ней, как в зеркале, отражается прошедшая эпоха. И неудивительно, что в этом облике каждый обнаружит схожие черты. А подробное описание лишь усилит это впечатление. 

Населенный пункт  в древности 


История села Простые Челны по архивным документам начинается с 18 века. Первая информация о селе датируется 1771-1773 годами. В нем говорится что село называется “Челны”, живут всего 173 татар, 3 крещенных татар. В списках населенных мест Казанской губернии (Чистопольского уезда) по Оренбургскому почтовому тракту в 1858 году с. Простые Челны записано под номером 3296 при речке Челны, где проживают 777 мужчин и 792 женщины из государственных крестьян. В деревне было 245 дворов. Действовала мечеть, построенная в 1863 году. В книге «У Засечной черты» написано, что существующие на территории Новошешминского района татарские села были основаны во второй половине 17 и первой половине 18 веков выходцами из Нижегородского и Симбирских краев, отчасти из Казани. 


Откуда пошло  название


 Село Простые Челны расположено у маловодной речушки в 40 км от Камы. Она называется Чаллы (Челны). Это название часто встречается в Татарстане. «Чаллы» (Чоллык) - так называется местность, где начинается речка, ключ. Первые поселенцы появились примерно 300-340 лет назад у этого ключа, начала речки (сейчас начало речки уже передвинулась от деревни на 1,5 км). Поэтому и деревня называется «Чаллы Башы». 


Занятость, приходы и мэктебы 


Население в основном занималось земледелием, животноводством, кустарным производством. В середине 18 века мишарские села Чистопольского уезда, в том числе и Простые Челны приписывают ккорабельным лесам, лежащие за Камой. Жители обязаны были отправляться в летнее время без лошади, а в зимнее время с лошадьми за Каму для работ в корабельных лесах. Их называли лашманами. От обязанности лашман освободились лишь в середине 19 века. До 18 века в татарских селениях при мечетях строились приходы, действовали мусульманские школы, но ими органы власти не интересовались, и они не регистрировались, числясь в писцовых книгах и ревизских сказках. В мэктебе не было предметов, а были только книги, причем к изучению приступали, не изучая специально арабского языка, поэтому язык и основы исламского богословия должны были усваиваться одновременно. Девочек учила жена муллы - абыстай. При этом существовал устойчивый предрассудок, что женщины не должны учиться писать. Мэктеб был аналогом общеобразовательной начальной школы. Более высокий уровень духовного образования получали в медресе, аналогичных средней или высшей школе. При всех недостатках старометодных мэктэбов и медресе, они объективно сыграли важную роль в сохранении языка татарского народа, формировании мусульманских духовно- нравственных основ личности. 


Деревенская община


В документах за 1873 г. упоминается о сильном пожаре в деревне, 15 августа из 308 домов сгорело 32, выплачено вознаграждение 1266 рублей. В этом же году сгорело еще 10 домов (страховая сумма составила 552 руб.) В 1873 году в деревне работали 2 мечети. Ахуном Нуртдином Габдулшакуровым были назначены муллой первого прихода Салахутдин Абдулфаттахов, второго прихода Фатхутдин Фахрутдинов. Первый приход существовал со второй половины 18 века. Действовавшая в начале 20 века мечеть была построена в 1863 г. Земля находилась в пользовании деревенской общины. Всего было около 400 десятин земли и угодий и около 100 десятин леса. Существовал трехпольный севооборот. Через каждые 12 лет община делила землю между крестьянами. Существовал такой порядок:землей пользовались только мужчины. Одному мужскому полу доставалось земельный участок примерно 1,64 десятин. В селе были такие большие семьи, которые не имели, или имели совсем мало земли. На территории села помещиков не было. Однако у некоторых кулаков сосредоточилось большие участки земли. После земельной реформы Столыпина крестьянская община начинает распадаться. Богатые крестьяне начали выходить из общины и закреплять за собой большие участки земли. Разорившиеся крестьяне были вынуждены продавать свои участки богатым кулакам. Например, Булатов Гатаулла и Яруллин Лотфулла имели более 90 десятин земли. Началось сильное расслоение крестьян. Здравоохранение было еще в худшем состоянии. Ближайшая больница находилась в 25 км от деревни. В 1892 году Чистопольский уезд, в том числе и деревню Простые Челны охватывает эпидемия азиатской холеры. В это время деревня относилась к 6-му медицинскому участку. И эпидемия свирепствовала в 6-ом участке Старо-Шешминской и Ерыклинской волостей. С 11 по 18 сентября в деревне заболело 64 человека, из них умерло 28. 
(Продолжение следует...)

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Комментарии

  • аватар Без имени

    0

    0

    Спасибо за статью , очень интересно .