Шешминская новь

Новошешминский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Николай Темников из Слободы Волчья рассказал о своих родных - участниках войны

Совсем немного времени остаётся до знаменательной даты 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. И, я думаю, что во всём мире среди здравомыслящих людей нет ни одного человека, равнодушного к данному событию.

В нашей же огромной тогда стране война заглянула практически в каждый дом. Сегодня мне хочется рассказать о дорогих моему сердцу людях, которых, к сожалению, уже давно нет в живых. Моя бабушка Темникова Евдокия Федосеевна, 1891 года рождения, которая проживала с нами, для нас четырёх внуков была второй мамой. Лично для меня, как самого младшего, ещё и лучшим другом. Папа с мамой постоянно на работе, поэтому большую часть своего раннего детства я провёл с бабушкой. Все тяготы тех тяжёлых долгих военных дней и ночей ей сполна было суждено испытать. С первых дней войны был призван старший сын Михаил Степанович, 1916 года рождения, который уже до того прошёл армейскую службу и воевал с финнами. В 1942 году на фронт ушёл муж Степан Иванович, несмотря на то, что был инвалидом после ранения на финской войне, и в возрасте 47 лет. Спустя неделю после проводов деда, восемнадцатилетним парёньком призвался и мой отец Григорий Степанович. Бабушка осталась с двумя малыми детьми Фёдором и Настей (в живых сегодня только она одна). Деду и дяде Мише не суждено было вернуться в родное село. Степан Иванович до сих пор числится пропавшим без вести (последние сведения - январь 1943 г. Москва). О Михаиле Степановиче тоже ничего конкретного не было известно, пропал без вести, возможно, погиб в плену. Но вот несколько лет назад появилась электронная база ОБД «Мемориал». Загрузив данные, моему взору вдруг открылась лагерная карта военнопленного с записями на немецком и русском языках. Поразила немецкая аккуратность, в карте даже группа крови и резус-фактор указаны (я сейчас свои точно не знаю). Затем мне удалось связаться с архивариусом и получить следующие сведения:
«Красноармеец Темников М.С. пленён 20.07.41 г. в районе Дубровно Белоруссия. Первоначально содержался во фронтшталаге - 316/А, откуда был этапирован в лагерь шталаг - 4 Б, находящийся в немецком городе Мюльберге (ныне - Мюльберг-на Эльбе федеральной земли Саксония ФРГ), лагерный номер «130185». С 10 октября 1941 года формально - на рабских работах в составе рабочей команды «Флоссенбюрг», при этом с 15 октября 1941 года, также сугубо формально, уже в статусе узника лагеря шталаг - 13 Б, находившегося в баварском городе Вайден (он же Верхний Пфальц). Однако в действительности, как надо полагать, 10 октября 1941 года был отправлен на уничтожение в концлагерь СС «Флоссенбюрг»… Впоследствии, интересуясь этим лагерем, я выяснил, что через него прошёл также генерал Карбышев, и, что в этом лагере фашисты проводили эксперименты на военнопленных. Дата смерти в карте указана 1.11.41 г. До 25-летия дядя Миша не дожил 6 дней. Вот такие испытания выпали на долю моих близких и родных людей. Но всё же, её величеству судьбе, видимо, было угодно несколько сжалиться над семьёй Темниковых. Мой отец Григорий Степанович был отправлен на восток в 205 полк войск НКВД в должности стрелка, затем был зачислен в 54 Приаргуньский пограничный отряд в должности кавалериста. Участвовал в боях с японскими самураями. После окончания ВОВ продолжил службу по охране рубежей СССР, уволен 24 декабря 1948 года, отслужив более 6 лет. Воинское звание ефрейтор, член КПСС с 1945 года. Умер 8 мая 1996 года.
О военных событиях папа особо говорить не любил.
Из того, что осталось в моей памяти, это рассказ о том, как он участвовал в освобождении захваченной японцами деревни Шурфовая. До того здесь был пленён наш пограничник Виталий Козлов. Когда его нашли во дворе одного из домов, отец, рассказывая об этом, не мог сдержать слёз - Виталий был привязан к дереву с множественными проколами тела штыками и в луже крови. Со слов местных жителей, его страшно пытали (ломали руки, загоняли иглы под ногти), пытаясь получить информацию о планах пограничников. Но ничего кроме двух слов «Я советский!» от него никто не услышал. Ничего не добившись, японцы вывели его во двор, привязали к дереву и стали колоть штыками. Этот мужественный человек проходил службу на заставе «Заргол» Забайкальского пограничного округа, где и мой отец. Впоследствии, ещё при службе Григория Степановича, ей было присвоено имя В.Ф.Козлова.
Вот такие испытания выпали на долю наших людей того старшего поколения. Но они не сломались, всё вынесли и всё выдержали с достоинством и честью - все: и те, кто сложил свои головы на полях сражений, и те, кто вернулся с Победой, и те, кто без отдыха трудился на полях и фермах, заводах и фабриках, получая похоронки на своих родных и близких. Низкий Вам всем поклон. Считаю своим долгом рассказать о них, что знаю сам. Постараться донести до сознания младшего поколения. И пусть всегда будет мир во всём мире.
… Давно отпели соловьи дорогим моему сердцу людям, но память о них навсегда останется в моей душе.
Николай Темников,
с. Слобода Волчья.
На верхнем фото Темников М.С. 1940 год
Темников Г. С. во втором ряду, первый справа, 1942 год

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: ВОВ великая победа