Шешминская новь

Новошешминский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Родину, как и родителей, на чужбине не найдешь

О том, как село Горшково сначала отпускает своих детей, а потом манит их обратно.

«Не пожив на чужбине, не узнаешь цену своей малой родине, - об этом говорят сестры Ахуновы из села Горшково и добавляют, - а чем старше становишься, тем больше понимаешь, что родина бесценна».

С этой семьей мы познакомились не случайно, имя одной из сестер Ахуновых -  Антонины Белоусовой - часто встречается наряду с немногими активистами Горшково в новостях села. Она и в благоустройстве территории села участвует, и в сборы благотворительной помощи вкладывается, и маскировочные сети вместе со всеми изготавливает, а сколько окопных свеч они наделали с подругами и не сосчитать.

 

 

Но встретились мы с ней для того, чтобы на примере ее семьи рассказать о том, как село Горшково сначала отпускает своих детей на чужбину, а потом зовет обратно.

Встреча была назначена в доме ее сестры.  Валентина приболела, поэтому ее дочь Оля пригласила всех к ней. «Маме будет очень приятно», - сказала она.

За большим гостеприимным столом собрались сестры Валентина, Галина и Антонина с группой поддержки - подругами Верой и Надеждой.

Этот год у Валентины юбилейный (в августе исполняется 80 лет). Родилась она, как и ее родители Ахуновы Федор Матвеевич и Александра Григорьевна, в Горшково. Вот с них и начинается наш рассказ.

 

Родители

 

 «Сиротское детство мамы прошло в доме врачей, которым она помогала по хозяйству, нянчила их деток. Когда дети выросли и уже могли обходиться без няньки, их родители всё равно оставили девушку жить в своем доме и устроили её на работу в больнице. Работая рядом с ними, мама многому научилась, и врачи предлагали ей получить медицинское образование. Переезжая в город, они звали ее с собой, но мама отказалась. А причиной была любовь.  Да и как не полюбить первого парня на селе Федора Ахунова, который был стахановцем, а нарисованный белой краской на красном полотне его портрет висел на здании местного клуба», -  рассказывали сестры.

 Александра и Фёдор поженились, в 1937 году у них родилась дочь Ираида, в 1943-м –  вторая дочь Валентина. Непосильный труд, голод, холод -  все вынесли они в военные годы. А в 1946-м году семья решилась на переезд в Саратовскую область, чтобы заработать на строительство своего дома. Там у них была хорошо оплачиваемая работа, и им хватило пяти лет, чтобы скопить денег, родить еще двух девочек (Любу и Галину), и уже вшестером вернуться домой.

Валентине было в то время 7 лет, и она хорошо помнит день возвращения в село, но не совсем понимала, почему так счастливы были тогда ее родители.

В 1953 году в семье родилась Антонина (Тоня, как ласково называли ее старшие сестрички, так называют ее и сейчас). Вскоре Ахуновы всемером заселились в новый дом.

«Отец летом работал бахчеводом, а зимой - на ферме. Мама воспитывала нас, девочек, занималась домашним хозяйством, - вспоминала   Галина.  А ее племянница Оля добавила: «Баба Шура очень грамотной была в сфере медицины, знала, что, как и чем лечить.  После смерти деда она переехала жить к тете Ираиде и все свои знания, и умения в этой области передала ее детям».

От отца же, который постоянно говорил дочкам: «Куда бы вы не уехали, помните откуда ваши корни. Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь", по словам моих собеседниц, всем досталась любовь к малой родине.

Не пожив на чужбине, не узнали б цену малой родине

Слова отца дочки всегда хорошо помнили, но судьба повернула так, что все пятеро из села разъехались.

 

 

Старшая дочь Ираида Карасева работала в своем селе дояркой, вышла замуж за парня из села Ленино, а он - нефтяник. Как ниточка за иголкой уехала с ним в Альметьевск. Там родились у них дети, внуки. Домой приезжала часто, привозила детей, мечтала, что когда-нибудь вернется на малую родину насовсем. Но заболела, и в 2017 году ее не стало.

 

 

Валентина Назарова вместе с мужем Михаилом в 1973 году завербовались на работу в Бурятию. Вернулись на родину только в 1993 году. В селе купили дом. Михаил работал бульдозеристом, по этой причине на пенсию вышел рано, а без работы они не могли сидеть. С детства привыкшие к сельскохозяйственному труду, не отвыкли от него. Поэтому на подворье развели много разной живности: от КРС до кроликов, а от гусей, которых они держали ежегодно по 50 голов, летом вся улица была белой. В заготовке кормов для их подворья дружно принимали участие все родственники и дети Иван и Ольга.

 

 

Любовь   Донова после окончания школы сразу уехала с подругами в Чистополь, выучилась на часовщика, работала на заводе.

В городе вышла замуж и обосновалась там навсегда. Но путь до родного Горшково от Чистополя недалек, и она часто навещает своё село и родных.

 

 

Галина   Горшкова не хотела никуда уезжать. Она после окончания школы устроилась на работу в колхозную овчарню. Здесь у нее были и подруги, и хороший друг, с которым с детства знакомы. А потом они поженились и уехали в Нижнекамск. Оба работали на шинном заводе. Галина Федоровна была передовиком производства, ее фото красовалось на городской Доске почета. Вернулись они на родину только после выхода на заслуженный отдых в 1994 году, и чтобы не скучать в деревне, завели свое хозяйство.

 

 

Младшая дочь Ахуновых Антонина (ныне Белоусова) после 8-летки тоже пошла работать на ферму. Но приехавшие из Чистополя в отпуск подружки уговорили ее поехать с ними.

В Чистополе Тоня познакомилась с Александром, они поженились, родилась у них дочь Светлана. А через год супруга посылают на учёбу в Москву.  Он снял квартиру и забрал семью с собой. Пожилая хозяйка квартиры так была благодарна Тоне, которая ухаживала за ней как за родной мамой, что даже отказалась от денег за квартиру.

Александр Белоусов получил диплом специалиста по сборке шин и его направили на Нижнекамский шинный завод.  25 лет отработали они вдвоем на шинном заводе.  В Нижнекамске у них родились сыновья Сергей и Евгений и еще одна дочь Наташа.  Девочки вышли замуж и уехали в Алексеевск, сыновья тоже создали свои семьи.  Пенсионеры Белоусовы навещали внуков, ездили на родину, все шло своим чередом, но душа Тони просилась в деревню.

«Как –то в разговоре об этом со старшей сестрой, она мне предложила: «Поезжай домой, будете там три сестры вместе. Друг за другом присматривать, помогать».  

Своего Сан Саныча уговорила съездить, посмотреть домик, который там продавался, правду сказать поехал он с неохотой.  А в селе сказал: «А что? Мне тут понравилось».  Так, в 2007 году мы приехали в Горшково. Муж нашел себе занятие по душе, он занялся благоустройством местной церквушки, впоследствии назначен в ней старостой.

 

Своя земля и в горести мила

 

Жизнь не только радовала и баловала, но и испытывала их на прочность.  Сначала у сына Сергея от болезни умерла жена, оставив его с маленькой дочкой.  Белоусовы как могли поддерживали и помогали сыну, практически воспитание Кати взяли на себя. В тот год, когда девочка пошла в 1 класс, не стало и самого Сергея.  Сегодня Катюша взрослая, вышла замуж и живет в Набережных Челнах. А в 2014 году умер младший сын, оставив жену с четырьмя малыми детками. И снова бабушка с дедом опекают многодетную семью, помогают и поддерживают их родственники, соседи, друзья.  Не зря говорят, что своя земля и в горести мила.

Чтобы помолиться за своих родителей и сыновей, попросить за своих внуков Антонина ходит в местную церковь, а чтобы побыть в тишине и поразмыслить над жизнью, вспомнить свое детство она идет к тем двум огромным ивам, которые стоят почти у самой дороги при въезде в село Горшково. Именно там, в палисаднике их отчего дома они были посажены отцом в далеком 1958 году.

 

 

«Эти две ивы - охранники нашего родового поместья» - шутят сестры Ахуновы. 

- Все детство и юность прошли здесь, почему-то именно на этом месте вспоминается все, что было и от этих воспоминаний волнительно и сладко замирает сердце».

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

5

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев