Шешминская новь

Новошешминский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Сегодня отмечает свое 90-летие ветеран труда Елизавета Пищулина из Слободы Архангельской

Пожилая женщина прожила нелегкую жизнь. В 1941 году семья проводила отца на фронт. Вскоре он погиб под Москвой. Лиза из детей была самой старшей.

-На крапиве выросли, на лебеде, - сквозь слезы вспоминает она военное детство. - Потому и выжили. Мать уйдет на работу. Я пойду по оврагам, нарву ребятишкам травы - «столбиков», «кислятки». Прихожу, сидят трое на крылечке, ноги «калачом» – силы уж ходить не было. Они уж не могли, вот только сидели. Мама придет, с одной крапивы сварит суп. Вот и хлебали ее, ни хлеба, ни крупы.
Начала работать в 12 лет. Возила на быке семена в поле, в уборочную хлеб - на ток.
- Бык был большущий, рога престрашные. Бабы все говорили: «Лизка, он ведь тебя убьет, рогом  один раз наподдаст, и все», «Не убьет, - говорю, - привык он ко мне». Летом плугарем, севцом, зимой на ферме за телятами ходила, коров доила. Еще не замужем была.
Школу бросила во втором классе, потому что ходить не в чем было.
– Голые были - ни валенок, ни зимней одежи, - вспоминает старушка.
Она родилась и выросла по соседству с бабой Катей Ершовой (о ней писали в июле к 95-летию). Это отец Лизы был крестным осиротевшей Кати и хотел забрать ее в свою семью, но погиб на фронте.
Елизавета Ивановна в 20 лет вышла замуж в Лебедку, на окраину села, где с тех пор живет. Был у нее парень, которого она проводила в армию. Но вышла замуж за другого односельчанина, сироту Петра Пищулина.
- Не знаю, как получилось. Прибился ко мне, да так и остался. Хороший был, любил меня. Умница был. Да чтобы «дурой» обозвать - да никогда! Плотник был отменный. Поначалу в его домишке родительском жили, потом он срубил новый дом.
Но жить в нем довелось три года. Однажды в соседском доме случился пожар, и огонь по плетню перекинулся еще на рядом стоящие.
- Жалко, только построились, и остались «на камню» с шестерыми-то детьми. Тетка нас к себе взяла в свою избенку с двумя окошечками. У самой было двое детей. Потом деревенские маленько пособили, страховку получили, купили сруб, поставили новый дом.
Семья потихоньку обзавелась большим хозяйством. Начинали с козы, потом появилась корова, бычки, свиньи, овцы, гуси.
После замужества Елизавета Ивановна работала на овчарнике и всегда перевыполняла план по приплоду овец.
- Про меня даже корреспондент с Шешминска приезжал писать. Заведующий фермой нам с напарницей, сказал, сохраните 130 ягнят на 100 овцематок, получите премию. Сохранили и премию дали, мне - белую овечку. Да крупную такую, что только шерсти в первый год взяла с нее 10 кг. Сама напряла и детям носков навязала. В другой год премировали черной, и после тоже.
Елизавета Ивановна рано стала вдовой, Петр в 40 лет скончался от рака. Три старшие дочери были уже замужем, остальные шестеро еще не определены, самой младшей Гале было шесть лет. Двое сыновей только-только уехали учиться, и вернулись помогать матери поднимать сестренок.
- Володя в армии отслужил, а Иван нас всех воспитал, замуж отдал и остался смотреть за мамой, - говорит Галина.
Всего Елизавета Ивановна вырастила девятерых детей. Свекрови не было, мама иногда помогала, но она жила отдельно с семьей сына. – Вот так и приходилось с грудными: когда сама, когда муж присмотрит, а иногда в поле брала.
Елизавете Ивановне как многодетной матери давали и медали.
- Наград было полно, да ребятишки были маленькие, все распотрошили, - говорит она – Всех вырастила. Петя умирал, говорил, выйдешь еще замуж. Нет, отвечала, ни за кого не пойду, пока детей не подниму.
После овчарника Елизавета Ивановна работала и в бригаде, потом 5 лет поваром на полевом стане. И если просили, и после пенсии выходила варить.
Галина рассказала, что мама и мастерица по пирогам. Это она вдвоем с бабой Катей Ершовой в деревне на поминки бесплатно пекла пироги или еще с соседкой в Лебедке – бабой Зоей.
- Да, по пирогам-то мы могли, - не отказывается баба Лиза.
Когда ее мать заболела – стала лежачей и незрячей, забрала ее к себе и ухаживала 7 лет, детишки помогали.
Елизавета Ивановна уж лет 15 как тоже совсем не видит, а до тех пор еще и корову держала.
– Ложку не вижу, начну шарить, и бокал порой пролью, - рассказывает она. - Ладно, еще все закоулочки в доме знаю. Но когда посуду на ощупь помою, еще и кровать сама заправляю. Двигаться-то надо. Но в огород, как ослепла, не хожу. Там все Иван делает. Дочери приезжают только картошку посадить. Варит, стирает, моет полы тоже Иван. Он меня слушается и говорит: «Я свою мамочку родную никому не отдам».
- У мамы любимый сын и теперь наш единственный брат. Мы все его любим, нашего братца Иванушку, - улыбается Галина. Дочь с мужем живет напротив матери. Остальные дети в городе, живы сейчас шестеро.
С первого взгляда самой бабе Лизе не дашь 90 лет, особенно с красивой стрижкой, которую ей сделала Галя. Сделали комплимент, что ей от силы на 70 «с хвостиком». - Ну, коли так, наверное, до 100 проживу, - смеется она.

Елизавета Ивановна всю жизнь знала цену «копеечке». Когда держала скотину, скопила сумму и вот два года как сделала дома хороший ремонт, поставила новую баню. Не сама, конечно, дети помогли.
- Хочется, чтобы мама тоже пожила в уюте и чистоте, теперь у всех дома-то хорошие, - говорит Галина.
- Да, сейчас все есть, и Бога надо за это благодарить, - вторит ей мама - Вот я всегда Бога благодарю, и из-за этого чай и живу.
Баба Лиза призналась, что часто слушает «божественные передачи» по каналу Спас.
- Когда еще зрячая была, лет 10 с теткой своей в церкви певчей была. А сейчас уж который год из избы не выхожу. Но дети приезжают, на юбилей быть обещались. Хоть жизнь была тяжелая, но все перенесли, все пережили, - подытожила она и с улыбкой пообещала: - Ну, раз говорите, что мне 70, значит, 95 лет отметим как 75. 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Галерея

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев