УФАС ПО РТ ТРЕБУЕТ ОТ СТРАХОВЩИКОВ ПОВЫСИТЬ ВЫПЛАТЫ ПО ОСАГО
У татарстанских антимонопольщиков возникли серьезные претензии к Российскому союзу автостраховщиков. По мнению УФАС по РТ, страховые выплаты по ОСАГО слишком занижены и не соответствуют реальным ценам на запчасти и ремонт автомобилей после ДТП. В ходе вчерашнего рассмотрения дела, на котором присутствовала корреспондент «Вечерней Казани», представители РСА заявили, что справочники со...
У татарстанских антимонопольщиков возникли серьезные претензии к Российскому союзу автостраховщиков. По мнению УФАС по РТ, страховые выплаты по ОСАГО слишком занижены и не соответствуют реальным ценам на запчасти и ремонт автомобилей после ДТП. В ходе вчерашнего рассмотрения дела, на котором присутствовала корреспондент «Вечерней Казани», представители РСА заявили, что справочники со средними тарифами, которыми руководствуются страховые компании, разрабатывали не они, и признали, что в них действительно немало ошибок.
Поводом для возбуждения УФАС по РТ дела в отношении РСА стало обращение некого казанского автовладельца. Правда, сам автор обращения на заседание вчера не пришел. Впрочем, его присутствие было необязательным. С ситуацией, когда страховые выплаты по ОСАГО настолько мизерны, что купить на них запчасти или отремонтировать автомобиль после аварии не представляется возможным, сталкиваются многие автолюбители. Их интересы и взялись отстаивать татарстанские антимонопольщики.
ВО ВСЕМ ВИНОВАТЫ ДИЛЕРЫ?
Держать ответ перед ними из Москвы прибыли представители РСА, в который сейчас входят порядка 60 страховых компаний, работающих с ОСАГО. Именно РСА утвердил справочники «средней стоимости запчастей, материалов и нормочаса работ для определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства», по которым начиная с декабря 2014 года проводятся расчеты страховых выплат после ДТП.
Однако председатель комиссии по независимой технической экспертизе РСА Сергей Дорофеев в самом начале заседания уточнил, что вовсе не союз разработал справочники со средними тарифами, он выступил лишь заказчиком работ, которые провела некая специализированная фирма.
Дорофеев также заявил, что претензии УФАС по РТ беспочвенны, потому как ориентироваться на дилерские цены на запчасти не стоит:
- Получая скидку 15 - 20 процентов у заводов-производителей, дилеры затем делают наценку своим клиентам 150 - 300 процентов! Правда, в условиях кризиса в борьбе за клиента они заметно снизили цены, - признал представитель РСА.
Под сомнение он поставил и цены на запчасти, которые выставляет одна из самых известных торговых онлайн-площадок Exist.ru. Мол, лишь каждая десятая запчасть там продается по цене ниже рыночной, а цены на остальной товар завышены.
ОШИБОЧКА ВЫШЛА
Тем не менее Сергей Дорофеев признал, что в первой версии справочников, которые вышли 1 декабря 2014 года, было найдено «несколько сотен ошибок и перекосов». К примеру, справочник содержал сведения о запчасти, которая якобы стоила 3 рубля 60 копеек. Представитель РСА назвал этот факт «системной ошибкой», а ее причиной - человеческий фактор. Якобы при составлении справочника некоторые цены вписывались вручную, вносились не в тех единицах измерения. Затем Дорофеев успокоил антимонопольщиков, что в нынешней, третьей, версии справочников перекосов значительно меньше, но еще встречаются.
- Например, ситуация с задним крылом «Ниссана Альмера» по цене 370 тыс. рублей, чего просто не может быть, - привел пример эксперт РСА. - Когда специалисты провели по этому поводу расследование, выяснилось, что по этой цене продается боковина кузова, частью которой является заднее крыло, которое отдельно стоит в пределах 25 тыс. рублей.
По словам Дорофеева, работа над ошибками проводится при подготовке новой версии справочников «средней стоимости». Но дело в том, что расчет выплат производится по той версии справочника, на которую приходится дата ДТП. Не менять же теперь решения судов с учетом допущенных ошибок?..
В общем, получается, что даже ныне действующие справочники РСА, исправленные и дополненные, - это, по сути, полуфабрикат. Именно такую формулировку во время вчерашнего заседания предложил использовать председательствующий на нем замруководителя УФАС по РТ Павел Козел.
ЦЕНЫ ДЛЯ ТАТАРСТАНА РАССЧИТЫВАЛИ В САМАРЕ
В техническом задании, выданном РСА фирме-разработчику справочников с тарифами, татарстанские антимонопольщики обнаружили любопытную деталь. Оказывается, региональные коэффициенты при расчете страховых выплат для Татарстана и еще семи регионов, входящих в так называемый Поволжский экономический регион, разрабатывались на основе цен Самары и Тольятти.
- Вы понимаете, где Калмыкия, где Татарстан, а где Самарская область? - задал вопрос Козел представителю РСА. - Цены в этих регионах далеко не одинаковы.
К тому же, как выяснили в УФАС по РТ, разработчики справочников явно схалтурили, взяв за основу цены только 8 магазинов Самары, а не «не менее 10», как прописано в ТЗ. Кроме того, во время выверки данных многих запчастей в тех магазинах не оказалось в наличии, что также является несоблюдением техзадания.
НЕ ХВАТИЛО ВРЕМЕНИ И ДЕНЕГ
Тут объяснять «перекосы» вызвался директор РСА по правовой работе Игорь Овчинников. Оказывается, первые справочники составлялись буквально в авральном режиме. Указ президента РФ о внесении изменений в закон «Об ОСАГО» был подписан только в июле 2014 года, принятие законопроекта тормозили депутаты Госдумы, которые никак не могли прийти к согласию. В итоге на подготовку всей сопроводительной документации осталось всего три месяца.
- Хорошо, что хоть кто-то взялся за выполнение этой колоссальной работы, - заявил после окончания заседания корреспонденту «Вечерней Казани» Игорь Овчинников.
Оба представителя РСА отмечают, что итоговый продукт - это то, что смогли сделать разработчики с учетом выделенных им на это времени и денег. А последних (по данным «ВК», на проект было израсходовано несколько десятков миллионов рублей), судя по всему, тоже не хватило.
Отметим, что справочники РСА, вызвавшие претензии антимонопольщиков, содержат сведения о ценах и расчетах по 40 млн позиций. Это примерно половина номенклатуры запчастей, используемых в России. Все остальное оценщики пока определяют «на глазок».
Заслушав представителей Российского союза автостраховщиков, замруководителя УФАС по РТ Павел Козел объявил о перерыве в рассмотрении дела. О дате нового заседания будет объявлено в ближайшие три дня.
http://www.evening-kazan.ru/
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев