Шешминская новь
  • Рус Тат
  • Образование: есть проблемы

    В Новошешминскую школу-гимназию на встречи выпускников 60х-70х годов ежегодно приезжает директор средней школы тех лет Александр Григорьевич Воробьев. Заслуженный учитель России, отличник народного просвещения, 20 лет возглавлявший Чистопольский районный отдел образования, он и сейчас следит за реформами в этой области. В разговоре Александр Григорьевич поделился с нами - бывшими учениками...

    В Новошешминскую школу-гимназию на встречи выпускников 60х-70х годов ежегодно приезжает директор средней школы тех лет Александр Григорьевич Воробьев. Заслуженный учитель России, отличник народного просвещения, 20 лет возглавлявший Чистопольский районный отдел образования, он и сейчас следит за реформами в этой области. В разговоре Александр Григорьевич поделился с нами - бывшими учениками - своими мыслями по поводу назревших проблем в образовании.
    - Уже многие годы народное образование России находится в стадии реформ, которые положительно отражаются на совершенстве материально-технической базы, оснащение школ техническими средствами, рост профессионального уровня учителей. Учащиеся свободно владеют компьютером, пользуются возможностями Интернета, успешно выступают на различного рода олимпиадах, конкурсах и смотрах. Но это удел одаренных детей.
    В целом же следует признать, что общий образовательный уровень выпускников школ остается низким, неадекватным вложенным в современную школу материальным и интеллектуальным затратам. Об этом свидетельствуют итоги выпускных экзаменов в школах, низкий качественный состав абитуриентов и студентов-первокурсников и дефицит молодых специалистов в науках повышенной сложности.
    Так в чем же парадокс? Почему вложенные в народное образование затраты не окупаются? На мой взгляд, причина кроется в перегруженности учебной программы.
    Известно, что ученик в школе должен основательно овладеть только основами наук. Но при этом его надо научить пользоваться первоисточниками, дополнительной литературой, другими источниками знаний, пробудить интерес к самообразованию. Современная же школьная программа насыщена таким объемом и разнообразием знаний, усвоить которые все ученики не в состоянии; учителям не хватает времени донести до прочного и осознанного восприятия всеми учащимися класса содержания программы. У него не хватает времени на повторение материала, проведение контрольной работы по пройденной теме и работы над ошибками, что ведет к нарушению обратной связи.
    Не востребованной оказалась высказанная русскими основоположниками педагогики неоспоримая истина - «Повторение - мать учения».Если бы Министерство образования и науки, Рособрнадзор сочли целесообразным немного разгрузить учебную программу, на оставшееся содержание учебной программы увеличить число часов, грамотность выпускников школ повысится, а выпускные экзамены перестанут быть нервными и тревожными для учеников и их родителей даже в форме Единого государственного экзамена.
    Коли экзаменом в этой форме пользуются во многих зарубежных странах, значит, в нем есть рациональное зерно. Я не знаю, как ЕГЭ реализуется за границей, но проведение его в России и у нас в Республике Татарстан нуждается в серьезной демократизации и модернизации.
    Не укладывается в голове, до какого морального унижения, до необъяснимого недоверия опустили учителя, отстранив его от участия в проведении экзамена. Педагог перестал быть авторитетом для детей. Если это инициатива руководителей органов народного образования разного уровня, то, как же они доверяют учителям преподавание учебных предметов и воспитание подрастающего поколения? А если это новшество является предметом вымысла чиновников, не связанных с педагогикой, то пусть они вспомнят школу, кто их вывел и направил на истинный жизненный путь, кому они доверяли самое сокровенное, кто с ними делился знаниями и умениями, кто за счет своего личного времени, а порой и отдыха делал их пребывание в школе уютным и комфортным, а на государственных экзаменах одним лишь своим присутствием вселял уверенность в успехе.
    За многие годы работы в системе народного образования в разных должностях я ни разу не наблюдал при старой классической форме сдачи экзаменов открытого потворства, сплошных подсказок или грубого давления на экзаменуемого со стороны членов экзаменационной комиссии, состоящей из учителей школы.
    А что происходит сейчас! Ученика лишают общения со своим учителем, привозят в другую школу, сменяют привычную обстановку, да еще в коридоре он видит дежурного в форме полицейского, тогда с неустоявшейся нервной психикой он не вспомнит не только какого цвета (правильно масти) лошадь у Кутузова, но и напрочь забудет таблицу умножения. Отсюда рождается и страх перед экзаменами, недовольство и претензии к ним со стороны родителей и общественности. Скажу больше, этот страх и неуверенность в исходе экзаменов явились одной из составляющих возникновения коррупции в образовании.
    Вызывают некоторые нарекания в русскоязычной среде и сложившаяся практика преподавания татарского языка в школах республики. Характерно, что обязательность изучения его не у кого не вызывает сомнений и является бесспорной. Вызывает лишь недовольство равенство часов на изучение татарского и русского языков в русских и татарских школах. Число часов татарского языка и литературы в русских школах себя не оправдывает. По окончании полной средней школы русскоязычный выпускник не может ни писать, ни свободно говорить на татарском языке. Его словарный запас настолько мал, что он не может составить предложение даже из пяти-трех слов.
    Тратить время, усилие преподавателей и деньги на изучение татарского языка в русских школах при существующей методике является бессмысленным, в этом нет обходимости.
    Татарский язык остается широко востребованным в Татарстане, только как средство общения между народами, проживающими в республике.
    Поэтому будет более приемлемым изучение татарского языка в русских школах на бытовом уровне, ситуационно, по теме: «Разговор в семье», «В магазине» «На вокзале», «Аптеке», «Больнице» и т.д.
    Я не против изучения татарского языка в принципе. Напротив, считаю изучение его обязательным. Надо лишь изменить пропорции в сетке часов в русских школах и при этом глубже знакомить учащихся русских школ не только с творчеством поэтов и писателей, но и композиторов, художников, ученых, артистов и других заслуженных деятелей Татарстана.
    А увеличение часов на изучение русского языка и литературы в русских школах, безусловно, будет способствовать повышению общей грамотности учащихся школ и студентов, культуре языка. Это предложение в равной степени относится и к изучению татарского языка в национальных школах. Сейчас это особенно актуально. Телевидение и Интернет неправомерно вытесняют книгу, засоряют русский язык режущим ухо слоганом, пошлостью, халтурой. Увеличение часов на русский язык и литературу должно возродить интерес к книге, вернуть имя России, как самой читающей в мире.
    В коротком эссе я не претендую на безупречность и бесспорность своих выводов и предложений. Это всего лишь мысли вслух.
    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: