Шешминская новь

Новошешминский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Сельское хозяйство

Сельхозформированию Слободы Архангельской уже 30 лет

30 лет назад в Слободе Архангельской был создан колхоз им. М. Горького, его председателем был назначен молодой специалист зоотехник Евгений Белоглазов. Как развивалось хозяйство с годами, - вспоминают те, с чьей помощью претерпевало оно изменения.

Старова Анна Николаевна, стаж работы более 30 лет:
- На территории нашего села жили более 190 сельхозрабочих, а хозяйство было в упадке. Потом нас на 4 года примкнули к колхозу имени ХХ партсъезда (Новошешминск), потом к колхозу им. Калинина (Утяшкино). Люди зарплату-то получали, а само село не развивалось. Прибыль была, но и она оставалась в центре, а в Архангельском фермы старели, не ремонтировались, техника ломалась. В общем, все, что не гоже оставалось здесь. Молодежь, естественно, стала разъезжаться в города, село старело, серело, слабые люди вдались в пьянство. Вот в таком состоянии досталось наше хозяйство Евгению Александровичу. А он не испугался этого и, оценив обстановку, сделал ставку на животноводство, не сокращая при этом ни гектара пашни. Уже через два года КРС в хозяйстве было столько, что в коровнике и в телятнике не хватало места, да и кормов в колхозе не хватало, но убавлять число животных Белоглазов не стал. Нашел другое решение: предложил рабочим взять молодняк для откорма или коров в личное хозяйство. Таким образом, у каждого во дворе появилась корова, за которую рассчитывались надоенным от нее молоком. А из выращенных трех голов молодняка в колхоз сдавали только две, одного же за работу оставляли себе. - Кому-то это нравилось, кому-то нет, но за эти годы, на эти деньги была построена хорошая ферма, приобретена техника. Молоко приносило хорошую прибыль, которая шла также на погашение кредитов, взятых на строительство новых домов для колхозников, вступает в разговор (с тех и до сих пор работающий) Владимир Васильевич Урядников. - Вскоре в колхоз приехали на практику молодые специалисты - агроном Юрий Петров и зоотехник Равиль Яруллин. Наши мужики, приглядевшись к ним, сказали: «Вот этих специалистов надо бы как-то удержать в колхозе». И удержали: построили им дома, выдали транспорт - мотоциклы, назначили приличную зарплату.
- И вот, не обманулись в ожиданиях от молодых специалистов, - продолжает Анна Николаевна.
Рассказывает Юрий Петров, агроном с 30-летним стажем:
- В те годы урожайность зерновых с наших полей была 7-8 центнеров с гектара. Своевременная обработка почвы, внесение необходимых удобрений постепенно давали положительные результаты. Хозяйство стало развиваться, появились возможности в приобретении новой техники, строительства домов для колхозников, клуба, подвели в каждый дом воду и газ, за счет средств колхоза стали обучать не только специалистов колхоза, но и культработников, главное достояние архангельцев - это реставрация храма - тоже идея и работа Белоглазова. Люди стали оставаться в селе, многие даже вернулись из городов. А люди - главная ценность. Словом в течение трудных 10 лет все вместе поднимали хозяйство и стали в тройке лидеров среди сельхозпроизводителей в районе. Это был стимул для многих тружеников колхоза.
90-годы были трудными как для всей страны, так и для сельхозпроизводителей. Реорганизация предприятий не обошла стороной и колхоз им. М. Горького. С 1995 года он стал акционерным обществом «Архангельское».
- Что изменилось? Для рабочих практически ничего: как работали, так и работали, - рассказывает нынешняя глава хозяйства, супруга ныне покойного Евгения Белоглазова Татьяна Михайловна (в течение 12 лет работала в хозяйстве экономистом). - А вот Белоглазову смена политики далась с трудом. И не столько он был не согласен с ней, сколько тревожило то, как понятие «свобода» изменило в худшую сторону некоторых людей. А то, что все вместе строили и создавали (на средства, заработанные руками колхозников), разделили на категории: колхозное и муниципальное. В крупном хозяйстве в то время не хватало рабочих рук, а большинство сотрудников муниципальных учреждений не захотели больше помогать (естественно за плату) колхозу даже во время уборки урожая или в сенокосную страду, при этом проживая в построенных для колхозников домах и работая в зданиях, построенных на средства колхоза. Приватизация лишила колхоз рабочих рук. Получив бесплатное жилье , люди стали уходить в нефтяники, в бюджетные организации, кто стал торгашом. Труд на ферме для них стал объектом насмешек, доярки и животноводы стали не в почете. И молодежь не шла туда работать. Больше всего такая несправедливость, а не каждодневный напряженный труд, потихоньку губили сердце Евгения Белоглазова. Сколько раз за эти годы менялась сельскохозяйственная политика, столько раз хозяйство было на грани распада и только переименование хозяйства (а это огромный труд с бумагами) спасало ситуацию.
На предложение жены все бросить и уйти с этой работы, Белоглазов отвечал: «Я уйду, а как же люди, с которыми я начинал, которым дал надежду, и они все эти годы вместе со мной тянули лямку, что я им скажу? Извините, мол, больше нету сил!»
Белоглазов еще строил планы на многие годы вперед: по его инициативе в селе открылся мини-завод по переработке молока, сейчас этим нужным для хозяйства делом успешно занимается его дочь Елена.
Но сердце Евгения Александровича не выдержало такой нагрузки. Два года назад его не стало. Он жил на благо архангельцев, не строил себе дворцов, ничего не забрал с собой, все что у него было - осталось в этом хозяйстве.
- Что изменилось после его ухода? - спрашивает Юрий Петров. - Многое, но что именно я даже сказать не могу. Вроде бы хозяйство не в убытке, несмотря на засуху в последние 5 лет. Купили 3 трактора, отремонтировали гараж, утеплили коровник, приобрели комбикормовый завод, кормораздатчик, в планах приобретение молокопровода, за паи рассчитываемся и сеном и зерном, и даже зарплата у нас возросла. Но в душе какая-то пустота, которую пока заполнить нечем.
- Тревожитесь за предстоящую посевную?
- Конечно. И главное это нехватка средств на удобрения и горючее, - отвечает Татьяна Белоглазова. Чувствую, что нам будет трудно решить эту задачу, а Евгений Александровичу было все по плечу. Сейчас это понимают даже те, кто раньше был не согласен с тактикой Белоглазова.
Но я уверена в наших специалистах и рабочих, которые составляют костяк хозяйства. Их у нас много, легко назову человек 40, а то и больше, которые пришли в хозяйство не только чтобы заработать, а чтобы создавать благо для всех.
Это братья Барсуковы, Ершов, Астафьев, Урядников, братья Забродины, Беспаловы, сестры Барсуковы, Мельниковы, семьи Кучинских, Павлюк, Александр Барсуков, молодые доярки Валя, Света, Ольга, Люда… А пока такие люди есть, хозяйство будет развиваться, расти.
Примечание: более 40 имен своих сотрудников перечислила глава КФХ Татьяна Белоглазова - это те, кто не безразличен к своей работе, к памяти родоначальника хозяйства Евгения Белоглазова.
В день рождения хозяйства они собрались вместе, чтобы отметить эту дату: вспоминали - как это было, говорили о том, что есть, и мечтали - как это будет.
Лариса ФЕДОРОВА

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев