По статистике, четверть населения Татарстана проживает в сельской местности. Из общего числа сельчан лишь около семи процентов имеют высшее образование. Это сельская интеллигенция: учителя, врачи, агрономы, ветеринары… Словом, все те, кто, отучившись в городе, решил связать свое будущее с селом. К сожалению, таковых нынче немного. А ведь еще десять лет назад их, по некоторым данным, было почти вдвое больше.
Нынче на село приходит новая техника, развивается производство, трудным, но поступательным курсом идет вверх фермерство. Однако совсем бы не хотелось, чтобы село, искони являющееся основой государства Российского, осталось без интеллигенции, утеряв духовные традиции. Куда уходит из села его образованное население, можно ли его удержать? Об этом корреспондент газеты «Республика Татарстан» Светлана Арсентьева беседует с главой Новошешминского района Вячеславом Козловым.
- Вячеслав Михайлович, ваш район всегда считался одним из лучших в плане обустройства социальной сферы, во всяком случае, многие новшества впервые появлялись именно у вас. Но большинство преобразований, необходимых сегодня, просто невозможно без участия грамотного, профессионального персонала. А образованных людей на селе все меньше и меньше…
- К сожалению, такая тенденция просматривается уже очень четко. Проблема с кадрами на селе всегда была острой - и в части сельхозпроизводства, и в части интеллигенции. Например, в сельском хозяйстве у нас сегодня трудятся уроженцы Марий Эл (в основном это механизаторы) и выходцы из Таджикистана, татарстанцы из других районов республики. В то же время значительная часть новошешминцев работает за пределами района. Причем девяносто процентов из них - классные специалисты, которые востребованы, к примеру, в нефтяной отрасли. Мы ежемесячно проводим мониторинг на предмет распределения трудовых резервов в поселениях района. И получается, что из 400 трудоспособных жителей села Ленино 120 - заняты именно отхожим промыслом, как говорили раньше. Приблизительно такая же картина во всех сельских поселениях. Около половины хозяйств не обеспечены агрономами и ветеринарными работниками. Да, более шестидесяти молодых новошешминцев обучаются сейчас в вузах страны именно по этим крайне востребованным специальностям. Казалось бы, можно и подождать их несколько лет. Но о том, чтобы все они приехали после учебы работать в родной район, остается только мечтать. Практика показывает, что обычно в родные пенаты возвращаются пять-семь процентов от общего числа уехавших учиться - даже не каждый десятый.
- Ну, обвинить молодежь в этом сложно - все-таки жизнь на селе куда тяжелее, чем в городе. И, проведя несколько лет в более-менее сносных условиях, имея возможность посещать театры, музеи, выставки, дискотеки, очень не хочется возвращаться в глушь…
- Да почему же в глушь? Во-первых, не думаю, что в городе всем сельским студентам предлагают уж такие комфортные условия. А найти достойную работу по окончании вуза вообще сложно - тем более по специальности. Конечно, молодежи хочется иметь и зарплату, и жилье не хуже, чем в городе. У нас для этого, как и в целом по республике, работают несколько программ по строительству жилья. В прошлом году девять семей, из них две семьи молодых специалистов, получили субсидии на строительство, нынче на очереди - еще одиннадцать семей.
В нашем районе, как, впрочем, и в любом другом, в социальной сфере есть свои особенности. Район по площади большой - более 120 тысяч гектаров сельхозугодий, из них 90 - пашни. А по численности невелик - около пятнадцати тысяч жителей. Конечно, и социальная сфера похуже, чем в самом небольшом городке, и организация досуга слабее. Так что иллюминация городов людей по-прежнему манит. И, тем не менее, школы в районе в очень неплохом состоянии - во многом благодаря моему предшественнику Александру Семеновичу Губкину. Социалку он вообще поднял на приличный уровень. Достаточно сказать, что по федеральной программе на текущий ремонт 23 школ нам потребовалось всего около пяти миллионов рублей. Да и фельдшерско-акушерские пункты, которые тоже есть в каждом из тридцати шести сел района, особых забот не доставляют. Нынче в районе предстоит построить один модульный медпункт - в Сл. Архангельская. В будущем году - еще два: в Рус. Чебоксарке и Утяшкине. В этом году по федеральной же программе реконструируем приемный покой ЦРБ. Доведем его до европейских стандартов - пять с половиной миллионов рублей на это выделено. Вошли и в федеральную программу по строительству клубов - к октябрю откроется новый очаг культуры в селе Ак Буре. Потребность в клубах есть - пять сельских заведений культуры были закрыты по причине ветхости, ремонтировать их нет смысла. Думаю, если программа успешно пойдет, то года через три мы ситуацию с клубами поправим. Правда, три малокомплектные школы пришлось перевести на начальный уровень. Ребят постарше в школы возят девять автобусов, еще две машины предназначены для педагогов. Я понимаю: закрытие школ - вынужденная мера. Нынче у нас в Сл. Волчьей, например, один выпускник на всю школу. Однако если доводить школы до наполняемости по стандартам - чтобы в каждом классе учились не менее четырнадцати учеников, то у нас на весь район останутся три школы. Понятно, детям веселее, когда в классе больше народу, да и дешевле обучение в таком варианте. Но посмотрим на проблему с другой стороны - посчитаем интеллигенцию, педагогов. С закрытием школ они вынуждены либо оставаться без работы и искать своим способностям другое применение, либо уезжать из села. Второе происходит чаще… Результат - село деградирует, во всяком случае, в образовательном плане. Парадокс, но именно к таким результатам часто приводит всеобщая оптимизация. Простой пример. В Великую Отечественную и послевоенные годы в каждом селе в том или ином виде существовали почта, сберкасса, школа. А нынче? Недавно по предложению Чистопольского отделения Сбербанка мы внедрили новую форму работы - этакую сберкассу на колесах. Сотрудники Сбербанка обеспечивают все требования, предъявляемые к обслуживанию в стационарных отделениях. Вроде хорошо пошло - только за два месяца оборот составил 2,8 миллиона рублей. Но есть и проблемы - касса приезжает в каждое село на час-два, да и то не каждый день. Вот вам и век информационных технологий…Оптимизация в первую очередь бьет по малочисленным районам. Вот смотрите - полицию у нас сократили в первую очередь, мол, на несколько небольших сел хватит одного участкового. То же - с почтой. Дальше. На весь район - семь сотрудников Пенсионного фонда. Для сравнения: в соседнем Чистополе - восемьдесят. В результате сотрудники нашего филиала Пенсионного фонда работают чуть ли не в круглосуточном режиме, а потому даже при солидной зарплате не выдерживают и увольняются. Хочется ведь не только зарабатывать, но и жить…
- Ну, знаете, хорошую зарплату отрабатывать нужно, причем здесь оптимизация?
- Да при том, что для квалифицированных кадров нужно создавать рабочие места. Например, какой смысл в одном районе концентрировать все головные управления? Думаю, было бы логичнее, например, в одном районе создать головную базу полиции, в другом - судов, в третьем - регистрационной палаты и т.д. А филиалы, естественно, иметь во всех районах. Тогда было бы равномерное распределение квалифицированных кадров, людей с высшим образованием по всей республике.
- Прежде чем прийти к вам, мы успели пообщаться с жителями Новошешминска. И разговор шел не столько о зарплатах или социалке, сколько о грядущем закрытии местного профессионального училища… Народ - против. А администрация?
- Разумеется, и администрация тоже. Правда, разговор пока идет не о закрытии училища, а о его реорганизации. Но в конечном итоге это может быть равносильно закрытию. Поясню. Сегодня наше профессиональное училище под номером 118, которому уже более четверти века, готовит механизаторов, сварщиков, каменщиков, штукатуров, поваров, водителей всех категорий и многих других специалистов - тех, которые нужны сегодня селу, как воздух. Сейчас здесь около четырехсот учащихся - часть обучаются на базе одиннадцати классов, часть - на базе девятилетки. Так вот тех, кто обучается после девятого класса, предполагается перевести в Алексеевский аграрный колледж. Аргументов против такого решения у нас несколько. Первый - кадровый. В прошлом году училище окончили сто двадцать человек, девяносто два из них тут же были трудоустроены в нашем районе. Четырнадцать ребят призваны в армию, думаю, после службы они вернутся в район. А теперь вспомним, сколько обучившихся на стороне возвращаются в родные пенаты? Правильно, не более семи процентов. Выходит, почти сотню специалистов район будет терять ежегодно. Понятно же, чем раньше человека оторвать от корней, тем быстрее он о них забудет. Чего уж говорить о любви к малой родине, о патриотизме? И это на фоне того, что ежегодно пять с половиной тысяч выпускников татарстанских сельских школ уезжают из родных мест. Понятно, что село - источник пополнения городов, но ведь он запросто при таких «расходах» иссякнуть может. Теперь дальше. Захотят ли родители отправлять пятнадцатилетних подростков за сто километров от дома, для того чтобы они получили среднее образование и рабочую специальность? Уж лучше тогда в Казань, в техникум пристроить. А для района результат тот же - уедут ребята. И еще. Училище готовит специалистов, так сказать, первичного звена - те самые рабочие руки, о недостатке которых мы неустанно трубим с трибун всех уровней. У нас прекрасная база в училище - есть и необходимая техника, и неплохое здание, даже автотренажер сами собрали, хорошо поставлено обучение - специалисты просто нарасхват. Чего еще нужно? А колледж, напомню, ориентирован на подготовку, так сказать, руководителей среднего звена - бригадиров, мастеров. Куда нам столько руководителей? В конце концов не все могут и желают быть таковыми. Захочет человек - пойдет учиться дальше по окончании училища, не захочет - милости просим на работу.
- Так училище все-таки будут реорганизовывать?
- Пока вопрос открытый, мы направили письма во все инстанции, даже Президенту Татарстана. Но тревожные симптомы налицо - например, пока нам не дали госзаказ на обучение специалистов, а в приемной комиссии, еще даже не начавшей официально работу, - уже сорок пять заявлений от желающих учиться. Будем бороться. Кстати, о сельской интеллигенции. Если решение о реорганизации училища по задуманному плану будет принято, часть преподавателей останется без работы. В механизаторы они вряд ли пойдут, подадутся за лучшей долей в другие места. И станет пресловутая прослойка в Новошешминске еще тоньше, а малочисленный район - еще малочисленнее. Процесс урбанизации сам по себе набирает обороты, не надо его еще и ускорять. Ничего хорошего из этого не получится…
- Какой-то грустный разговор получился… Но будущее-то у села, на ваш взгляд, есть?
- Конечно. Несмотря на все сложности, мы все равно развиваемся. Так, в прошлом году в районе создано десять семейных ферм, в этом - уже тринадцать. Приходится им нелегко, без помощи Правительства республики не выжить, но люди работают. Считаю, фермерские хозяйства развивались бы куда быстрее, будь у нас разумный уровень закупочных цен. Скоро у нас заработает частный мини-молокозавод с новейшим оборудованием стоимостью около девяти миллионов рублей, приобретенный по лизинг-гранту. В Новошешминске успешно действует небольшое литейное производство - его создали по программе самозанятости, есть неплохой швейный цех. Колбасный цех открыли при поддержке Президента. Задумок интересных много, все они жизнеспособны, только нужно, чтобы на селе оставались молодые, квалифицированные кадры, чтобы им небезразлична была судьба той самой малой родины, с любви к которой и начинается истинный патриотизм.
Газета
«Республика Татарстан»
от 28 июня 2012 года.
Нет комментариев