В нашей газете мы в течение длительного времени печатали отрывки из книги «На засечной черте», рассказывающей об истории родного края, о прошлом и настоящем. Книга подготовлена группой авторов под редакцией Леонида Абрамова. В нашу редакцию пришло письмо от жителя Чистополя, уроженца Сл. Черемуховой Михаила Александровича Малолеткова, который делает некоторые поправки...
По профессии Михаил Малолетков - юрист, но всегда интересовался историей родного края. Кое-что он знает и помнит из рассказов своих родителей, односельчан. Вот что он сообщает:
- «В книге описано, что в тридцатых годах в Сл. Черемуховой большевики разрушили обе церкви. Фактически было так: большая кирпичная, соборная церковь была недостроена - ее сломали в 1934 году. Я сам, как и многие мои сверстники видел, как подожгли деревянные стойки, подставленные в выемках стен и вся эта махина рухнула. Из кирпича этой церкви были построены двухэтажные школы в Новошешминске и Сл. Черемуховой. Что касается деревянной церкви, то с нее сняли колокола, и использовали ее в качестве зернохранилища. Такую функцию она выполняла и всю войну. После войны деревянный клуб в Черемуховой сгорел. Тогда церковь переоборудовали в сельский клуб и только в шестидесятых годах она тоже сгорела. Далее описываются ужасы, творимые большевистскими продотрядами по продразверстке. Не берусь опровергать, как это было в других селах Новошешминской волости. Что касается Черемухи, то здесь было совсем по-другому. А именно - в Черемухове был создан комитет бедноты, председателем его был избран мой родной дядя по матери - Соколов Василий Лаврентьевич, который значится в книге как председатель коммуны. Так вот все вопросы, связанные с выполнением работы по продразверстке осуществлялись через этот комитет. Там составлялись списки крестьян, которые могли сдать часть имеющегося зерна без ущерба хозяйству. Таких крестьян вызывали в комбед и решали вопрос. При этом ни одного факта насилия, избиения, расстрела, тем более выгребания до последнего зерна не было.
В книге написано, что Василия Соколова - председателя коммуны и председателя сельсовета Савельева крестьяне поймали и убили. Вот, как это было в реальной действительности. Комбеды просуществовали недолго, их расформировали, т.е. упразднили и дядя Вася уже не работал, а был обычным крестьянином. Однажды его действительно встретили трое мужчин, они были изрядно пьяны и ударили его несколько раз об землю. Все его внутренние органы были травмированы. С тех пор он постоянно болел. Летом двадцать девятого года он приходил к нам проститься и вскоре умер. Что касается председателя сельсовета Савельева, его судьба мне неизвестна. Описывается, что в Черемуху из Чистополя приезжал некий студент. Может быть, действительно он когда-то был студентом оспаривать не могу. Но то, что он организовал союз бедняков как партию - это абсолютно не соответствует действительности. А было это так: в Черемухове действительно создавались партийные организации разных политических убеждений, партия эсеров, Союз русского народа - она же партия монархистов, черная сотня и т.д.
Так вот Щеглов, уже будучи командиром небольшого отряда красноармейцев или отряда ВЧК, прибыл в Черемуху для ареста членов Союза русского народа. Их было всего трое. Пару лошадей, запряженных в бричку, они оставили на въезжей квартире. Сами пошли по имевшимся адресам. Но, в это время ударили в колокол. Щеглов подбежал к церкви и шашкой обрубил веревку. Сам побежал по переулку первому от площади вверх, который соединял слободку с большой улицей. Ему навстречу бежал мужчина с топориком в руках - он спросил Щеглова: «Что случилось? - Щеглов ответил: «Ничего не случилось, мы приехали арестовывать членов Союза русского народа». А это и был один из главарей этого Союза, он нанес Щеглову сахарным топориком по голове несколько ударов. Вот так погиб революционер Щеглов. Поскольку время было вечернее, на улице никого не было.
В это время снова ударили в колокол. Оставшиеся его товарищи вскочили на бричку и с грохотом помчались на выезд из села. Все это произошло очень быстро и даже по зову колокола люди не успели собраться. Место, где произошли эти быстротечные события, я хорошо знаю, это центр села около площади. Въезжая квартира тоже почти на углу большой улицы и переулка, где и был убит Щеглов. Как видите, никакие крестьяне участия в этом не принимали и не могли по той простой причине, что на улице никого не было.
В книге пишется, что основная масса крестьян были верующими. Вот как по этому поводу рассказывала нам наша мама, которая была очень верующая, как и ее родители. Наш дед по маме - Соколов Лаврентий Яковлевич по профессии был сельский портной. Ежегодно в осенне-зимний период он шил верхнюю одежду своим сельчанам. Жил и питался в том доме, где выполнял заказ. Домой приходил только в субботу на воскресенье, чтобы помыться в бане и отдохнуть. Вот он и приносил первые новости в свою семью. Наши сельские купцы, а их только первой гильдии было около половины десятка, торговали в основном зерном и участвовали в ярмарках в самых разных регионах России и за ее пределами. Так вот, когда в результате Февральской буржуазной революции Николай II под давлением делегации Госдумы из партии кадетов вынужден был отречься от престола весть об этом быстро распространилась по всей России. Так она дошла и до такой глубинки, как Черемуха.
Продолжение следует
Нет комментариев