Через год мы будем праздновать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Никогда не изгладятся в памяти человечества 1418 дней и ночей войны Советского Союза с фашисткой Германией. В этой войне погибли миллионы храбрые, молодые, крепкие сыновья и дочери великой страны - СССР.
Как память и уважение к их подвигу, в каждом городе, селе, поселке построены мемориалы, памятники, созданы музеи боевой и трудовой славы, написаны книги, сняты кинофильмы, выпущены Книги Памяти. По Новошешминскому району тоже есть такая книга, которая называется «Вернуть долг Памяти» (авторы М.Газымов и М.Черепанов, выпущена в 2012 году). В неё вошли погибшие в ВОВ по каждому населенному пункту Новошешминского района 6258 человек и 783 человек по Ямашинскому району (так как в 1944 году половина Новошешминского района отошла к вновь созданному Ямашинскому району).
Уже сегодня мы держим в руках книгу «Они вернулись с Победой, Новошешминский район», куда занесены 2956 человек.
По распоряжению Кабинета Министров республики, началась сложная, кропотливая, поисковая работа над многотомником «Герои тыла Республики Татарстан».
По подготовке к юбилею Победы заранее появились Указы Президентов РФ и РТ, где красной нитью проходит забота об оставшихся в живых ветеранах войны, хотя они и до этого не были обижены государством и правительством страны: получали квартиры, машины, двойные пенсии, пользовались многочисленными льготами и так далее. Все это хорошо. Пусть так будет и в дальнейшем. Ведь на сегодняшний день участников войны по нашему району осталось меньше 20 человек. В некоторых деревнях и селах не осталось ни одного ветерана войны.
Но никогда, ни на уровне страны и республики не упоминаются семьи погибших, о детях, отцы которых сложили головы за Родину, как мать этих детей, жена погибшего мужа воспитывала и поднимала на ноги своих 5-6 малых детей в голоде, холоде, в нечеловеческих условиях. Почему они остаются даже сегодня за бортом жизни?
Спасибо главе района Вячеславу Михайловичу Козлову за то, что два года подряд поздравил с Днем Победы всех, кто родился в предвоенные и военные годы. К сожалению, таких детей (уже им больше 70 лет!) осталось только 35-40 % в живых, остальные ушли в вечность, не сказав за свой век ни разу слова «папа», «отец», не видя и не чувствуя заботу государства.
Спасибо матерям, низкий им поклон за наше воспитание, за все, что они нам дали. Их уже давно нет в живых, многие умерли, оставаясь верными своему мужу, не выходя больше замуж.
Об этом сужу по своей матери, семье. Когда уходил на фронт мой отец Гариф Газымов (1907-1943), на руках у матери Рахили Нурулловны (1911-1990) оставалось пятеро детей, самому старшему из них было девять лет, а пятый (Мидхат) оставался в утробе матери, который родился 2 января 1942 года. Сестра Факия умерла в возрасте полутора лет 15 марта 1941 года.
Когда работал в Национальном Архиве РТ по истории колхоза «Янга Турмыш», нашел документ, в котором был утвержден график весновспашки по пятидневкам. Матери-солдатки обязывались выходить пахать на своих коровах. По рассказам матери, за работу, если выполняли дневную норму, давали 200 грамм муки.
Дома эту муку ждали 4-5 детей. Да еще в годы войны с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года в Зиреклах родилось 156 детей. Как жить? Чем кормиться? Как выходили наши мамы из голода, из тяжелейшего положения? Не могу представить себе.
В первый класс в сентябре 1949 года я не пошел. Наверное, не было одежды и обуви.
Помню, сидел и плёл лапти (в 7 лет!). Пришел за мной директор школы Ильяс Ахметшарипович Валиев (1915-2000), вернувшийся с войны инвалидом в конце 1941 года. Шел дождь, на улице октябрь, грязь, и я за ним босиком пошел в школу.
Слава Богу, учились мы хорошо. Окончили все четверо среднюю школу. Тогда дети погибших красноармейцев не выплачивали за учебу 150 рублей, когда другие, у которых отцы вернулись живыми, платили эту большую сумму в то время: 75 рублей в I полугодии, 75 рублей - во втором. Дети, чьи семьи не выплачивали сумму в срок, отправляли за деньгами с урока.
Самый старший брат Салих (1932-2013) окончил КАИ, сестра Закиря апа (1936г.р.) получила среднее специальное образование, сестра Сакиня апа (1938 г.р.) и я окончили КГУ им. Ульянова-Ленина (одними из первых выпускников Зиреклинской средней школы).
Мать трудилась в колхозе. Но уже в годы войны стала инвалидом второй группы.
Всей семьей старались содержать и сохранить корову, кормилицу семьи. На тележке («Уф-алла» арбасы) заготавливали сено серпом, тайком. Тогда запрещалась заготовка корма в открытую, днём. В первую очередь была работа в колхозе.
Помню, когда учился в 5 классе, мать дала мне косу с тележкой и послала косить стерню после комбайна. Люди, увидевшие меня, советовали: «Опускай косу ниже, ниже опускай». Разве я понимал, что это такое. Когда я привозил хотя бы маленькую охапку стерни, мать варила одно яйцо в награду. Правда, наша семья получала пособие за погибшего отца. Кажется, 72 рубля. А пуд муки стоил 60 рублей. Как жить на оставшиеся 12 рублей?
Пенсию колхозникам тоже начали давать только с 1965 года, и то, помнится, 12 рублей.
Благодаря заботе наших матерей, до костей мозга тружениц, работавших на полях, заводах и фабриках, благодаря поддержке государства мы выжили, вышли в люди, занимали и занимаем свое достойное место в обществе.
Но хотелось бы хоть напоследок жизни, почувствовать заботу, внимание, соучастие детям, у которых отцы погибли в этой страшной войне и прославить матерей-вдов, детей погибших отцов - поистине героев тыла.
Давайте напишем о них свои светлые воспоминания, пока мы сами живы, донесем и оставим их великий образ труженицы и воспитательницы внукам, будущему поколению.
Думаю, уверен, в этом поддержат меня многие земляки. Мы просто не имеем права забывать цену, которую заплптили за Великую Победу, солдаты, труженики тыла.
Мидхат Газымов, директор музея, с. Зиреклы.
Нет комментариев