Дети войны - они повзрослели рано: познав горечь утраты близких, приспосабливались к жизни как могли. У детей войны один путь - это труд.
Живут в Новошешминске Благовещенские Александр Михайлович и Нина Николаевна. 31 января 2015 года для них знаменательный день - День рождения их семьи.
Отец Саши Благовещенского ушел из жизни еще до войны в 1939 году, а через три года, когда уже шла война, а Саше было 6 лет, умерла мама. И мог бы затеряться он в жизни, когда их с братом Иваном хотели отправить в детдом, но старшая сестра не дала разлучить их с родным домом, взяв их под свою опеку, а было ей в то время 14-лет. Так и росли они под ее опекой и присмотром родной тетки. Тихих, скромных сирот не жалели бригадиры колхоза и посылали на самый тяжелый и опасный труд: сейчас невозможно представить как 14-16-летние подростки зимой пилят лес и, увязая в сугробах, тянут за собой груженых лошадей. Это была заготовка столбов под электролинии. Результат той прошлой своей работы Александр увидел, уже вернувшись с армии: он стал электриком и не раз обслуживал линии, протянувшиеся по опорам, которые он с товарищами с таким трудом вывозил из леса. В разговоре о службе (Александр Михайлович служил в Житомире и в Виннице) не могла не зайти речь об украинских событиях:
- Я служил в самом центре бандеровцев, ох и сложный был народ, а их блатные песни про Колыму, у меня и сейчас встают в памяти, когда слушаю новости в Украине, - рассказывает он.
Нина (в девичестве Козлова) в полтора года от роду осталась без мамы (родилась в 1942 году).
- Но Бог милостив, - говорит она сейчас, - через год у меня появилась новая мама, которая была добра и ласкова ко мне до конца ее дней. А еще у меня появлялись сестры и братья (их пятеро). Да, мне, как старшей приходилось ухаживать за ними, помогать родителям по хозяйству, но это были приятные хлопоты. Отдачу от той заботы я получаю от родных по всей своей жизни: в нашей семье нет детей, и ухаживать за нами больными было бы не кому, если бы не сестры и братья (к большому горю одного уже с нами нет), и их дети. А их внуки стали и нашими внуками.
После семилетки Нина начала работать в колхозе, и замуж она выходила, будучи уже передовой работницей свинофермы, а было ей в ту пору около 18 лет.
С годами места работы обоих супругов поменялись: он стал бригадиром животноводческой бригады; она - заведующей зерноскладами. И так большая часть жизни проходила вне дома, и только поздними вечерами, управившись с домашними делами, за ужином они могли поговорить.
- О чем?
- Рассказывали о своей работе, о людях, с кем общались и дружили и очень дорожили отношениями. Советовались что построить, что приобрести, как обустроить свою жизнь, что бы в старости жить - не тужить.
И сообща обустроили свой быт, да так, что душа радуется: красиво, уютно. И сейчас еще Благовещенские приобретают новую мебель, значит, собираются жить, не смотря на болезни, которые преследуют в этом возрасте практически каждого человека.
- Говорят, что семью хранят и поддерживают теплые чувства совместные дети, а какие чувства поддерживают ваши отношения на протяжении 55 лет? - задаю вопрос, который заставил улыбнуться обоих супругов, но оставшийся без ответа.
- 55 лет! А их как будто и не было, - обращаясь к мужу, говорит Нина Николаевна, - так ведь, друг?
- Да, не друг я, а мучитель твой, - отвечает Александр Михайлович, с трудом поднимаясь с постели. - 10 лет болею, а ты со мной мучаешься…
- Ну, нет, какие уж тут мученья, ты мне не в тягость, лишь бы только был со мной рядом. Ты дышишь - и я дышу, ты не видишь - я за двоих смотрю. Так и будем, благодаря Богу, доживать свой век. Лишь бы вместе.
И я нашла ответ на свой вопрос о чувствах этих пожилых людей, который они поскромничали озвучить - это любовь.
Лариса ФЕДОРОВА
Нет комментариев