Шешминская новь

Новошешминский район

18+
Рус Тат
Общество

Что стоит за каждым успехом?

Учитель физики и математики Зиреклинского лицея Закия Кашапова для многих является примером настоящего учителя, опытным и мудрым наставником.

Именно такие учителя поддерживают престиж профессии учителя. Наш разговор – о ее выборе, ее ценностях и о том, что значит для учителя с 43-летним педагогическим стажем профессия.

-Закия Хаметзакировна, все таки почему вы выбрали профессию учителя и почему именно физико-математическое направление?

- Любовь к точным наукам, наверное, у нас наследственная: наша мама получила только 9 - летнее образование (хотя для того времени и это редкость), была очень начитанной, легко решала математические задачи. Старшая сестра тоже пошла по физико-математическому направлению. В школе для меня эти предметы давались легко, без усилий. Помню, в 5-6 классах наша учительница математики Мадина Шаракаева давала мне тетради для проверки, значит, уже тогда видела во мне «будущую учительницу». О другом направлении даже и не думала, хотя отец уговаривал идти на бухгалтера или экономиста. Я не могу представить себя на другой работе – сидячая работа не для меня, мне нужно общаться, постоянно быть в движении.

- 43 года в школе – это много. Не было эмоционального выгорания, не приходили мысли уйти?

- Нет, такого никогда не было. Всегда хотелось дать детям больше знаний, особенно когда ввели систему ЕГЭ, подготовка к нему доставляет удовольствие. Дети ждут любое свободное время, чтобы позаниматься. У каждого свой темп выполнения заданий, и на переменах стоят в очереди, чтобы сдать свои работы. Видя такой интерес детей, понимаешь значимость и необходимость своего дела. Все это дает энергию и желание работать еще лучше.

- Но, чтобы дети с таким интересом учились, надо уметь заинтересовать их своим предметом. Как вам это удалось?

- Стараюсь больше связывать науку с жизнью и объяснять ее в практическом ключе. Если дать только теорию, у ребят возникает резонный вопрос – «зачем это нам?», а если они понимают, где встречаются эти законы и явления, какую пользу приносят ему эти знания, то относятся к науке совершенно по-другому. И проектные работы, понимая необходимость, выполняют совсем по-другому. Кто выбирает медицинское направление, например, я даю ему тему по этому направлению, кто стремится стать инженером, показываю конкретно для него интересную тему. Только когда стремишься найти путь к душе каждого ребенка, результат труда становится реально радующим тебя.

- А как найти ключ к душе современному ученику цифрового мира?

- К вышесказанному уже добавляются интерактивные методы, презентации, собственные проекты. Например, средние классы в конце четверти выполняют творческие задания. Они делают то, что хотят: буклет, иллюстрацию, макет, модель или другой проект; выбирают тему по своему усмотрению – ребенку необходимо создать творческое пространство. Если во время каникул не поручать детям работу, они больше будут сидеть с телефоном, а так – учатся думать, быть аккуратными, старательными.

- Большая разница между школой, когда вы начинали работать и нынешней?

- В то время было много детей, поэтому, наверное, всем внимания не хватало. Среди них было больше тех, кто глубоко интересовался предметом, задавал интересные, «каверзные» вопросы. Теперь есть возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. Ни один ученик не остается без внимания, спрашиваю мнение каждого. Вопрос «А твое мнение?» учит, во-первых, думать, а во-вторых, и говорить. Не секрет, что у современных детей пробелы с развитием речи. Поэтому на моих уроках дети знают, что нужно стараться говорить красивыми предложениями, стоя у доски, глядя на своих товарищей. Мою позицию они понимают и принимают («Я делаю это не для того, чтобы вас мучить, а потому, что хочу, чтобы вы были готовы к жизни»). Нужно научиться и говорить, и правильно себя вести в обществе, и, конечно же, работать. Как один из  минусов цифрового мира, у детей сейчас клиповое мышление. Поэтому стараемся работать с теми заданиями, которые вызывают больше размышлений. Часто говорю: «Слушайте своего товарища и задавайте вопросы». Ведь у детей сейчас снизилась концентрация внимания, поэтому развивать умение слушать также важно.

- Закия Хаметзакировна, ваши результаты труда впечатляют. Обладатель нагрудного знака «За заслуги в образовании», «Почетный работник общего образования РФ», Гранты Главы, «Лучший по профессии», в этом году Грант «Физико-математический прорыв» и многое другое. Несомненно, за этим стоит колоссальная работа.

- Конечно, это результат повседневной работы. У нас многие годы высокие показатели ЕГЭ не только в районном, но и в республиканском масштабе. Результаты олимпиады тоже хорошие, и в этом году, например, два моих ученика – Хаматвалиев Тагир и Пронин Евгений стали республиканскими призерами. Естественно, всего этого невозможно достичь без подготовки. И очень важно, чтобы дети были заинтересованы в этом направлении.

Подготовка к олимпиадам и победы на республиканском этапе уже с тех пор, как в 1984 году пришла работать в родное село Зиреклы. Будучи ученицей, сама принимала участие в различных олимпиадах. После одного успеха не хочется ставить планку ниже – она позволяет расти и ученику, и себе. В последние годы, после введения олимпиадного движения «Путь к Олимпу», также количество хороших результатов увеличилось.

- Закия Хаметзакировна, семья, трое детей и любимая работа, которая отнимает у вас все время. Как вам удалось гармонизировать эти две области своей насыщенной жизни?

- Спустя годы оглядываюсь и удивляюсь. Почему мои дети не прибегали ко мне на перерывах? Ведь я обращаю внимание на детей других учителей, они часто приходят к мамам. Недавно нашла школьный дневник дочери Гульназ. Раньше же у учеников были различные обязанности, например, проверяли платочки, ногти, наличие обложек. У нее в дневнике оказывается несколько недель подряд писали: «нет бантика», «нет бантика». «Что ж ты, доченька, без бантика ходила?» смеюсь теперь – через года, а тогда, наверно, времени не хватало. Дети у нас были очень самостоятельными, у каждого были свои поручения, и, наверное, поэтому душа была спокойна. Сегодня оба моих сына выбрали профессию инженера, а дочь – учитель математики.

- Я была удивлена, узнав, что вы занимаетесь армрестлингом, одерживаете победы на различных соревнованиях. Откуда у вас этот интерес?

- Наверное, тоже наследственное. Отец борец, брат Марат (авт. Садыков) - борец. И сыновья, и дочь увлекались армрестлингом. Они также неоднократно занимали первые места. Старший сын ездил до Москвы, младший больше тяготел к национальной борьбе.

Раньше организовывали спартакиады среди учителей, в Казани заняла четвертое место по этому виду спорта, в районе было много побед. Бросила это занятие после перелома руки несколько лет назад. Катаюсь на лыжах. Только последние два года не участвовала в лыжне.

-Вы 14 лет проработали завучем по учебно-воспитательной работе. Вас знают как требовательного, энергичного, творческого человека. Что вас радует и беспокоит сегодня как человека, знающего все тонкости школьной жизни?

- Сократилось количество часов на основные предметы, в том числе на физику и математику. Например, приходится сдавать профильный ЕГЭ  с двумя  часами на физику. Это как «галопом по Европе». Учитель в свое свободное время вынужден заполнять все пробелы, который в большинстве случаев не оплачивается.

Если надо было чему-то учить внуков, моя мама приводила слова или Крылова, или Тукая. Они тогда много чего учили наизусть, это улучшает память, теперь программы изменились, внимание к этому уменьшилось. ЕГЭ тоже учит мыслить шаблонно. Это тоже, безусловно, одна из проблем. Еще один очень волнующий вопрос – обучение татарских детей языку. Уменьшение количества часов ограничивает возможность дать детям надлежащий уровень образования.

Сейчас в эпоху интернета нет проблем с поиском дополнительной информации, нет необходимости писать от руки, искать книги, возможности безграничны, и это, конечно, радует.

- Опытному учителю, наверное, есть что сказать молодым учителям...

- Очень хотелось бы, чтобы в школу приходили молодые. Хотелось бы, чтобы воспитание будущих поколений было на них, потому что мы, пожилые учителя, уже не можем идти в ногу со временем, а молодежь может быстрее принимать новшества, быстрее их распространять. Хочу пожелать и моим ученикам, и молодежи в целом, чтобы они, где бы они ни работали, любили свою профессию, людей, осознанно приносили пользу людям и нашей стране.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев