Шешминская новь

Новошешминский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Защита потребителей от неправомерного сбора персональных данных

Многие потребители сталкиваются с ситуациями, когда в магазинах сотрудники просят предоставить персональные данные при оформлении покупки или возврате денежных средств, например в случае если товар оказался некачественным.

В ряде случаев данное требование не является обоснованным. Но есть и ситуации, когда обязанность предъявлять свои персональные данные установлена законом.

По общему правилу, согласно п. 4 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе отказывать потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, если обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством Российской Федерации или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем.

Указанная норма Закона о защите прав потребителей принята относительно недавно (с 1 сентября 2022 года) и призвана ограничить практику принудительного или непрозрачного, неосознанного сбора персональных данных потребителей для целей, не связанных с заключением и исполнением договора.

Персональные данные — любая информация, относящаяся прямо или косвенно к физическому лицу, по которой его можно идентифицировать. Например, имя, адрес, номер телефона, а также паспортные данные, сведения о семейном положении и детях, сведения о месте рождения.

Подчеркнем, что нововведение касается только случаев, когда предоставление персональных данных не предусмотрено законодательством РФ и не связано с совершением сделки по реализации товаров (работ, услуг). Например, при оформлении доставки продавцу важно знать номер телефона и адрес заказчика (в противном случае он не может предоставить заказанную услугу), но совсем не обязательно знать его электронную почту.

Когда персональные данные обязательны?

Итак, в некоторых случаях требование о предоставлении персональных данных правомерно в силу закона. Приведем ряд примеров:

• при покупке ювелирных изделий на сумму от 60 тыс. руб., либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 60 тыс. руб., а при использовании для совершения покупки персонифицированного электронного средства платежа — на сумму от 400 тыс. руб., либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 400 тыс. руб.40 тыс. руб. продавец обязан потребовать от клиента паспортные данные — для идентификации личности (п. 1.4-2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»;

• заселение в гостиницу осуществляется при условии предъявления потребителем документа, удостоверяющего его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (п. 18 Правил предоставления гостиничных услуг в РФ, утв. Пост. Правительства РФ от 18.11.20 № 1853);

• продавец вправе требовать у покупателя паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, при возврате уплаченной за товар денежной суммы, но лишь для идентификации личности, а не снятия копий ( п. 6.1 Указания Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»).

Совет потребителю: В спорных ситуациях, когда есть подозрение, что сбор персональных данных неправомерен, покупатель вправе потребовать объяснить причины письменно или устно. В случае, когда запрос направлен в письменной или электронной форме, продавец (исполнитель, владелец агрегатора) должен предоставить такую информацию в течение семи дней со дня предъявления указанного требования. При предъявлении потребителем требования о предоставлении информации о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных, в устной форме такая информация должна быть предоставлена незамедлительно (п. 4 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Ответственность для бизнеса за принудительный сбор персональных данных установлена ч. 7 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, за отказ заключить, исполнить, изменить или расторгнуть договор с потребителем в связи с его отказом предоставить персональные данные должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 5 000 до 10 000 руб., а организация — от 30 000 до 50 000 руб.

Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей.
Чистопольский территориальный орган
8-(84342)-5-49-85

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев