Здоровье дают оптимизм и трудолюбие
Долгожительнице Марии Ивановне Мухановой из поселка Красный Октябрь 17 ноября исполнилось 90 лет.
Мария Ивановна уже 38 лет проживает в семье сына Александра, сначала в Чистополе, и 13 лет в поселке Юлдуз под Чистополем с тех пор, как сын построил здесь дом. Старший сын Федор жил в Красном Октябре, сейчас его уже нет в живых. Дочь Анна живет в Казани, младшая Ольга – в Чистополе. Обе мать навещают, та что поближе – через день.
Александр 40 с лишним лет проработал инженером-механиком в агрофирме «Чистопольская». Сейчас он вышел на пенсию, но еще работает. Уходит в 5 утра на планерку, возвращается в 7 вечера. Домовничать остаются мама и жена Любовь Николаевна. Мария Ивановна в свои годы еще бегает, голова ясная, зрение отличное, аппетит хороший. У нее абсолютно ничего не болит, только говорить ей надо громко - бабушка из-за возраста плохо слышит.
- Как была шустрая и работящая, так и осталась, - рассказывает Александр. - Без дела сидеть не любит: огород и курочки. А то и за грабли хватается, за лопату, мотыгу или метлу. Мы ее ругаем, не даем, но она не слушает. Если не найдет занятие, то просто гуляет возле двора. Лежать не любит. В охотку может приготовить и обед, посуду за собой всегда моет. А так, в основном, супруга варит. Она у меня родом из Русской Чебоксарки. В Чистополь я попал по направлению после вуза, так и остался здесь.
По словам сына, мама – «картофельная душа»: очень любит готовить из картошки: варит, запекает, жарит, делает пюре, фри и т.д. Когда-то в Сашином детстве по 30 соток в семье ее сажали, держали корову, бычков, подтелок, поросят, овец. Больше для себя, ведь семья была большая – четверо детей, тем более после гибели мужа Мария Ивановна воспитывала их одна. Излишки выращенного продавали, так как зарплата у матери, как разнорабочей, была всего 60-70 рублей.
- Никакой помощи не было. За счет скотины и выживали. Росли в труде, - вспоминает Александр. - Половину урожая картошки сдавали на спиртзавод, который тогда был рядом, быков на мясо: так семье 200-300 рублей шла прибавка. Когда учились, мы стипендию повышенную получали.
Мария Ивановна родилась в Слободе Петропавловской. Девичья фамилия ее Быкова. В Красный Октябрь переехала в детстве с родителями. В семье была второй, а всего детей было шестеро. Отец воевал на фронте, вернулся израненный и спустя 4 года умер.
В 1941 году пошла в 1 класс. Но окончить его не довелось. Посадили девочку возле окна, из которого сильно дуло, да еще и классы не отапливались. Малышка простыла, развился отит, и она оглохла. В школу ходить перестала, не успев выучиться ни письму, ни чтению. К началу отрочества стала лечиться, ездила в санатории, и слух восстановился. Трудиться начала с 12 лет, ушла на пенсию в 55. Метала скирды, на мельнице, на зернотоке: всего отработала разнорабочей 43 года.
В войну семья жиля трудно. Избенка в Красном Октябре была маленькая. Мария Ивановна вспоминает, как детьми спали на полу - на кровати всем места не хватало, а осенью собирали в поле картошку мерзлую. Корова, правда, у них была.
Образованием Марии занялся потом муж Петр. Александр вспоминает, как он учил ее читать и писать. И научил! Особенно у нее определились способности к математике.
- В уме считает только так, - рассказывает сын. - Мне калькулятор нужен, а она в уме быстрее посчитает. Особенно свою пенсию. Если б училась в школе, точно была отличницей или ударницей.
Все дети у Марии Ивановны хорошо учились. Мы видим, было в кого пойти им своими способностями. Старший сын Федор окончил с отличием сельхозинститут и более 40 лет отработал в совхозе главным инженером, Александр тот же вуз, но с синим дипломом. Дочки получили среднее специальное образование.
Детей родители растили в трудолюбии. Отец Петр Павлович был передовым комбайнером, его фото всегда висело на Доске почета в Аллее славы Чистополя (тогда район был Чистопольский). Как передовика, в числе первых механизаторов отца за отличную работу наградили автомобилем. К сожалению, в 1972 году он перевернулся на тракторе и погиб. Тогда старший Федор учился в 10 классе, Анна – в 6-м, Александр – в 4-ом, а Ольга только должна была пойти в школу. Забота об их воспитании и пропитании легла на плечи матери. Александр вспоминает, что и мама, и папа были родителями строгими, но справедливыми. Учили детей слушаться и уважать старших.
- За хулиганство, за двойки мы могли и ремнем получить, - смеется Александр Петрович. – Это сейчас детей пороть нельзя. А тогда это было нормально. Все так воспитывались. Мама и сейчас пытается научить нас уму-разуму, на седьмом-то десятке лет. Нравоучением, конечно.
В Красном Октябре Мария Ивановна бывает, если захочется. Там живут племянники, другая родня. Иногда по просьбе матери Александр возит ее на могилки мужа, родителей.
По ее словам, жить у Александра ей очень нравится. По долгожительству Мария Ивановна уже обогнала свою мать, ушедшую в 78, своих братьев и сестер, которых тоже нет. Здоровьем ее Бог не обидел, потому оптимизма она не теряет. Или наоборот? Здоровье не теряется, потому что она - оптимист и трудолюб. В любом случае обе формулировки правильные.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев