Шешминская новь

Новошешминский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости района

«Чуен-чугунок»

Новости из гончарной мастерской Новошешминского детсада «Ландыш»

Каждый вид национальной посуды несет не только практическую надобность, но и содержит в себе глубокий исторический смысл. 

Чуен в старинном татарском обиходе занимал второе место после казана, который использовали для приготовления горячих блюд для большого количества гостей. Чуен же более компактный.

С давних времен чуен с кашей, супом, тушенным картофелем и мясом с помощью табагач (ухвата) ставился в печь, и блюда, которые долго томились в печи, были необыкновенно вкусны. 
Если первые чугуны делались из глины с применением гончарного круга, то позднее их стали выливать из чугуна и других металлов. Но изделия из глины привлекали не только своей безупречной формой, но и изысканным, неповторимым орнаментом и способностью надолго сохранять температуру их содержимого. 

Часто старые ремесленники, работая по сырой глине, делали на чугунках налепы в виде голов животных или фрагментов растительности, а также использовали приемы лощения и накольчато- прочерченного узора.

В быту чаще всего встречались чугунки без росписи, просто покрытые глазурью. Для воспитанников детского сада, которые в течение месяца занимались изготовлением старинной татарской посуды чуен, стояла сложная задача: не ошибиться, работая на гончарном круге. Ведь чуен очень похож на чулмек (горшок). 

Ребята, занимающиеся в гончарной мастерской, рассказывают.

Злата Грязнова:

«Нам пришлось сравнивать чугунок и горшочек по высоте, ширине и форме».

Матвей Никитин: 

«Наши воспитатели Резеда Харисовна и Ильсияр Ильдусовна показали нам, что чуен гораздо шире, выпуклее и не имеет красивого горлышка».

Готовые изделия после просушки помогла обжечь в камерной печи волонтер Лариса Муксинова — мама воспитанника детского сада, которая вместе с членами проекта почти полгода участвует в его реализации. 

При нанесении старинного татарского орнамента юные гончары, работая по подгруппам по 12 человек, использовали «теплые» цветовые сочетания акриловой краски. И после нанесения глазури, 24 чуена в руках ребят гончарной арт-студии «Мирас» заиграли яркими, самобытными орнаментами исторического национального узора татарской керамики.

 Новости из гончарной мастерской Новошешминского детсада «Ландыш» 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Галерея

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев