Шешминская новь

Новошешминский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
К 78-летию Победы

Труженица тыла из Слободы Петропавловской Анастасия Пашутина: «Кроме нас работать было некому»

В годы войны с каждым днем мужчин на селе оставалось все меньше, они уходили на фронт, оставляя на хозяйстве жен и детей.

В этом году труженице тыла Анастасии Федоровне Пашутиной  из Сл. Петропавловской исполнится 90 лет. До сей поры ее руки не знают покоя: она стряпает, вяжет, содержит на подворье птицу, сажает огород и ухаживает за ним.  «Привычка к работе у меня с детства», - говорит труженица тыла.

До войны Настя успела окончить два класса Петропавловской школы. В первые дни Великой Отечественной ее отца Федора Быстренина призвали на фронт, его рабочее место на колхозной конюшне заняла его жена Прасковья (мама Насти). Многодетная мать, уходя на работу, обязанности хозяйки по дому оставляла старшей дочке Насте.  К тому же десятилетней девочке приходилось и нянчиться с четырьмя сестренками и братишками, самому младшему из которых было всего 5 месяцев. 

- Практически каждый день увозили подводы из села мужиков, оставались бабы с детьми. Ребята и девчата, которые постарше были, а также женщины занимали рабочие места мужчин, а старики и мы, дети, летом работали на поле, а как хлеб уродится - на току, зимой – в лесу. Но это еще не самое тяжелое было для нас испытание, - рассказывает Анастасия Федоровна Пашутина.

- Самым трудным было расставание (даже на недельку) с родным домом. Казалось, здесь не далеко, от нас до деревни Елховка каких-то километров 15, но нам, 13-15-летним ребятишкам, этого расстояния хватало, чтобы скучать по родным.  Наш непосредственный начальник по строительству дороги Немцов был, конечно, добрым человеком, но ему давали план до распутицы поднять дорогу, а он давал задание нам. А мы, глупые, в лютую жару (это были июнь и июль месяцы) торопились быстрее выполнить задание, не зная, что наши старания на следующий день обернутся для нас дополнительными кубами земли, которую мы должны перетаскать на дорогу. По «насыпи», которую мы построили. осенью возили на подводах зерно.

Война окончилась. Радость Победы омрачало то, что многие, ушедшие на защиту Родины петропавловцы, домой не вернулись. Пропал без вести и отец Насти.

- Так что после войны легче не стало: все тот же непосильный труд: зимой - на лесозаготовках, летом - на полях. Ведь кроме нас работать было некому, - говорит Анастасия Пашутина.

Пять лет работала Настя плугарем. Она рассказала, как ранним утром выезжали они в поле: «Нарвем травы охапку, под себя подстелем и садимся, чтоб мягче было. А когда пригревало солнце, глаза слипались от пыли и пота, ужасно хотелось есть и спать. Но спать приходилось мало, так как в страду работали от зари до темна, а уж кушать и того меньше. Если трактористам в колхозе на обед давали хлеба, то плугари только картошку вареную брали из дома с собой, ею и питались.

В 21 год Настя Быстренина вышла замуж за комбайнера Николая Пашутина.  Как шутит героиня этого повествования, без отрыва от производства родили и воспитали вместе четверых детей. Третий ребенок - дочь Вера в 1959 году чуть было не родилась по дороге с работы домой.

«Если б не война. Жизнь могла бы быть гораздо легче и, возможно, интереснее. Но несмотря ни на что, она хорошая. В эти праздничные дни я хочу сказать всем читателям «Шешминской нови»: Берегите друг друга. Дорожите жизнью - она одна. Живите мирно. Счастья всем и здоровья», - пожелала Анастасия Федоровна.

Лариса ФЕДОРОВА. Фото автора.

Анастасия Федоровна встретила нас у калитки

С удовольствием позировала для фото

 Показала свое хозяйство

Познакомила с дочерью Верой

 

 И не отпустила нас без пасхального гостинца: была пасхальная неделя.

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

2
X