Что делать, если вы купили просроченный или некачественный товар?
Рекомендации дает специалист 1 разряда отдела развития и координации внутреннего рынка Чистопольского ТО Госалкогольинспекции РТ Наталья Димитриева.
— Наталья Ивановна, что нужно делать покупателю, если купленный им продукт оказался просрочен?
— Первым делом надо обратиться в магазин, где он его приобрел и настоятельно попросить обменять товар или вернуть уплаченные деньги. По закону ваше требование должны удовлетворить. Вы всегда можете сослаться на статью 18 Закона РФ «О защите прав потребителей». Причём сделать это можно как сразу же после покупки, так и позже, если у вас нет времени обратиться в магазин или он уже закрылся.
Необходимо помнить, что важным условием здесь является соблюдение сроков годности продуктов. То есть, к примеру, если вы 30 октября купили пакет сметаны со сроком годности до 1 ноября, то вернуть его в магазин 2 ноября вы уже не сможете, даже если вы приобрели некачественный товар (п. 1 ст. 19 закона «О защите прав потребителей»). Если на товаре указана не только дата окончания срока годности, но ещё и точное время, то успеть вернуть продукты нужно ДО этого времени. Если вы придёте даже на час позже, продавец имеет полное право не принимать товар и не возвращать вам деньги.
Совсем другое дело, если вы купили продукты с уже истёкшим сроком годности: закон строго запрещает продажу просроченных товаров. В этом случае смело возвращайте купленное в магазин, никаких претензий со стороны продавца принимать вы не должны. В случае, если причинен вред жизни и здоровью из-за употребления недоброкачественного продукта, покупатель вправе обратиться в суд и требовать возмещения убытков.
— А если покупатель по рассеянности не взял или потерял товарный чек?
— Закон позволяет вернуть товар и без чека (п. 5, ст. 18 «О защите прав потребителей). Достаточно знать дату и примерное время покупки. Конечно, наличие чека может существенно ускорить процедуру возврата. Но чтобы вернуть товар без чека вполне достаточно свидетельских показаний или любых других доказательств, например, записей с камер наблюдения. Проверить информацию о покупке можно также по базе данных магазина.
— Если покупатель возвращает товар вскрытым, когда упаковка уже повреждена?
— Этот факт не является основанием для отказа принять бракованную продукцию. А как иначе вы могли узнать, что продукты некачественные? И даже частичное использование товара не может быть основанием для отказа продавца принимать брак и возвращать деньги.
— Что делать, если вам все-таки отказываются вернуть деньги или обменять товар?
— Если вы предоставили продавцу все доказательства, но товар у вас не принимают, напишите письменную претензию (в двух экземплярах) в адрес руководителя торговой организации и изложите всю ситуацию. С 2017 года, прежде чем обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, введен обязательный претензионный порядок обращения потребителей к продавцам. Хотя бы на одном экземпляре продавец (или его представитель) должен поставить дату и свою подпись о получении претензии, этот экземпляр оставьте у себя. Также можно продублировать информацию в книге жалоб.
В случае отказа принять и претензию, отправляйте её по почте с уведомлением о вручении, вам должны будут дать письменный ответ.
Также вы можете обратиться в Роспотребнадзор и отдать некачественный товар на экспертизу. Поэтому не торопитесь его выбрасывать: он тоже послужит доказательством в вашу пользу.
— Есть ли еще какие-то условия, когда продавец не примет товар обратно?
— Одним из законных оснований не принимать товар может стать предупреждение продавца перед покупкой о том, что продукция имеет недостатки. В этом случае вернуть деньги не получится. Но если вы обнаружите другие дефекты, не озвученные продавцом, то можете смело обращаться с претензией.
— Что покупатель может требовать при обнаружении некачественного товара?
— При обнаружении брака в товаре вы можете: потребовать замены товара на точно такой же, но качественный; потребовать замены товара на аналогичный, но другой марки с перерасчётом цены; потребовать соразмерного уменьшения цены или полного возврата денег (с возвратом товара продавцу) (ст.18 «Закона о защите прав потребителей»).
— - Существуют ли такие виды товаров, которые не подлежат возврату и обмену?
— Да, нельзя вернуть или обменять лекарства, парфюмерию, часы, средства личной гигиены, сотовые телефоны, оргтехника (технически сложный товар), детские товары (питание, памперсы). Список этот довольно обширный и с ним можно ознакомиться в Интернете.
— Как быстро покупателю вернут деньги?
— Если вы просите заменить испорченный товар на аналогичный, продавец имеет право сделать это в течение 7 дней. Если же на момент вашего обращения в магазине отсутствует такая продукция, замена может быть сделана в течение месяца со дня предъявления требования.
Если вы требуете у продавца уменьшить цену или вернуть всю сумму, магазин должен вернуть деньги в течение 10 дней со дня предъявления требования.
— Что бы вы пожелали нашим покупателям, чтобы не попадать в подобные ситуации?
— В заключение хочу призвать граждан: тщательно проверяйте любой товар перед покупкой, а на продуктах питания обязательно проверяйте сроки годности. Обращайте внимание также на условия хранения продуктов, указанные на этикетке, даже если срок годности еще не истек. Если эти условия не соблюдаются, то даже не просроченный товар может стать непригодным в пищу.
Вопросы задавала Ольга Иванова.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев